348
Miscellanea Orientalia Christiana
Николай Селезнев
P I -A :
-
Аб -л-ʿАббāс А╝мад ал-Ḳал║ашанд (1355/6--1418), служа-
щий д вāна мамлюкских султанов, составил своего рода
энциклопедию знаний, необходимых крупному правитель-
ственному чиновнику в различных областях, особенно в об-
ласти ведения документации и дипломатии. Этот многотом-
ный труд получил название «Рассвет подслеповатого [т.е. мо-
мент прозрения] в ремесле сочинительства [официальных до-
кументов]» (Ṣubḥ al-aʿšā fī ṣināʿat al-inšā)1. Ал-Ḳал║ашанд со-
бирал сведения о различных религиозных сообществах, в том
числе о христианском, главным образом с целью составления
действенного текста присяги для их представителей, прини-
мавших на себя обязательства перед мамлюкским правите-
лем2. В соответствии со сложившейся традицией арабо-му-
сульманского традиционного религиоведения3, египетский
энциклопедист изложил наряду с общехристианскими поло-
жениями вероучения конфессионально различающиеся воз-
зрения. Расхождения христианских конфессий в учении о
крестных страданиях Христа представлены у ал-Ḳал║ашанд
следующим образом:
1 См. о нем и об этом его сочинении: Крачковский, И. Ю., Избранные сочи-
нения в шести томах. Т. IV. М.--Л., 1957; репр.: Крачковский, И. Ю., Араб-
ская географическая литература. (Классики отечественного востоковеде-
ния). М., 2004, с. 412--416.
2 Христиане в сводном труде служащего мамлюкской канцелярии: ал-
╒ал║ашанд о христианстве и его основных конфессиях / пер. с араб. Н. Н. Се-
лезнева под ред. Д. А. Морозова; вступ. статья и комментарии Н. Н. Селезне-
ва // Символ, No 58: Syriaca & Arabica (Париж--Москва, 2010), с. 386--402.
3 Селезнев, Н. Н., Средневековый восточнохристианский экуменизм как
следствие исламского универсализма // Философский журнал 1(8) (2012),
с. 77--85.