Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№10-11

1907

Содержание

I. Богословскiй отделъ:

II. Полемическій отделъ:

III. Религіозно-бытовой отдѣлъ:

IV. Отделъ по городамъ и весямъ:

V. Изъ періодической печати:

Объявленiя

OCR
ПОТЕРЯ ГРЕКАМИ ПРАВОСЛАВІЯ. 1117 гречееясв церкви и ея духовенства*1, смотрѣть иначе. Но къ горькому сожалѣ¬
нію такой взглядъ, цо вступленіи Нікона на патріаршество, въ большинствѣ
нѣкоторыхъ измѣнился. Первымъ очень круто измѣнилъ свой взглядъ Никонъ:
.я ють и русскій и сынъ русскаго1)—заявляетъ онъ на «соборѣ 1656 года—
но вѣра моя и убѣжденіи греческія". Цзъ такихъ словъ Никона должно быть
нокятныиъ для иногахъ, что и тогда греческая вѣра во многомъ отличалась
отъ русскаго истиннаго православія. Иначе Пиконъ не сказалъ бы, что отнынѣ
его „вѣра" и „убѣжденія" будутъ уже греческннн. До своего встуоленІя въ
иатріаршество Никонъ о грекахъ ■ православіи вхъ дуиалъ н говорилъ совер¬
шенно иначе. Теперь „Иноземцевъ ты законоположенія івалишь и обычаи тѣхъ
пріемлешь—жалуется Никону на него еаиого священникъ Іоаннъ Нероиовъ,—
благовѣрны н благочестнн тѣхъ радѣтеля наряцаешь, а прежде сего у тебя
слыіалн, что иногожды ты говаривалъ нанъ: гречаве де н иалоросяне потеряли
вѣру ■ крѣпости и добрыхъ нравовъ у внхъ нѣтъ, поной де и честь тѣхъ
прельстила и евоямъ де нравомъ работаютъ, н постоянства въ нихъ не объ¬
явилось и благочестія ни мало. А нынѣ то у тебя святые люди н законо¬
учители14. Перемѣнивъ свой взглядъ на православіе гревовъ, Ніконъ «вооруженный
(мнимымъ) авторитетомъ восточныхъ натріарховъ и свониъ собственнымъ, а
также и той веревкой или просто кулакомъ, которыми но его собственному
призванію онъ «смирялъ» иногда въ церкви по налу своихъ подчиненныхъ и
которыя въ его употребленіи напоминаютъ знаменитую дубнвку Петра перваго»,
вздумалъ заставить перемѣнкть взглядъ на грековъ ж у русскаго народа. Но
дѣло сдѣлать не совсѣмъ удалось. Правда, большинство русскаго народа водъ
гнетомъ деспота патріарха н угрозой правительственнаго меча перемѣнила свой
взглядъ, но чтоже отъ того получилось, «все чтобыловъРосеіи религіознаго, все это
перешло открыто на еторону народной вѣры, нлн втайнѣ ей сочувствовало. На
сторонѣ господствующей церввн остались въ огромномъ большинствѣ или равно¬
душные по вѣрѣ, или способные пожертвовать вѣрой для житейскихъ выгодъ,
по слабости нлн расчету. Такамъ образомъ разрывъ со старой вѣрой былъ для
побѣдившей партіи тяжелымъ урокомъ: овъ не ногъ ее сопровождаться край¬
нимъ упадкомъ внутренней дуювоой жизни среди паствы и пастырей, пошед
шихъ за Пикономъ. На сторонѣ Никона (кажется) было.все... Но преимуще¬
ство живой вѣры, живого чувства было на сторонѣ старообрядцевъ»*), ни на
одну Іоту не отступившихъ отъ вѣры и убѣжденій свѳнхъ дониконовскихъ пра¬
вославныхъ предковъ. А. А. Пашковъ. >) По племени Никонъ былъ мордвинъ, смотря Мельникова, .Мнѣніе о
старообрядцахъ", стр. 7-я. а) Вышеупоминаенал лекція- Молокова, стр. 134-я.