Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

1909

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
12 @ старообр ядгескихъ угилищахъ и у штиляхъ. Докладъ учителя Закона Божія
при Чистопольскомъ Старооб¬
рядческомъ 2 клае. училищѣ
Ивана Ульяновича Ваконья. МерВому Всероссійскому поморско-брачному собору Въ ]Ѵ(оскВЪ. „Всяко ппсаніѳ богодухповѳнпо п по¬
лезно есть ко ученію, ко обличенію» ко
поправленію, къ наказанію, еже въ правдѣ:
да совершенъ будетъ Божій человѣкъ, на
всякое дѣло благое уготованъ41 (Тпмоф.
зач. 297), Христолюбивѣйшее собраніе, отцы и братія! Всѣмъ собравшимся здѣсь извѣстно, ка¬
кое важное значеніе имѣетъ нынѣ воп¬
росъ объ училищахъ. Правда, вопросъ
■ этотъ не новый; заботами о своихъ шко¬
лахъ окружали себя отцы и дѣды наши,
но тогда (т. е. до свободы вѣроисповѣда¬
нія) о школахъ говорилось меньше, такъ
какъ обученіе дѣтей старообрядческихъ
въ то время стѣснялось. Совсѣмъ
не то теперь. Въ настоящее время
нужда школьная сдѣлалась, такъ сказать,
нетерпимою. И на самомъ дѣлѣ, слѣдуетъ
только прослѣдить за приходскою жизнью
нашихъ теперешнихъ христіанъ, дабы убѣ¬
диться, что въ каждомъ почти обществѣ
идутъ обсужденія, и обсужденія серьезныя,
о школахъ. Судя по такимъ повсемѣстнымъ суж¬
деніямъ, можно заключить, что школы въ
каждомъ нашемъ приходѣ нужны, и въ
необходимости открытія ихъ, вѣроятно,
никто не сомнѣвается. Иное дѣло представляетъ вопросъ о
томъ, какія и съ какимъ назначеніемъ
требуются училища для поморско-брач¬
ныхъ христіанъ. На бывшемъ соборѣ на¬
шемъ въ 1906 году въ г. Вильпѣ о суще¬
ствѣ школъ старообрядческихъ вопросъ
поднимался; покойный петербуржецъ, Петръ Афанасьевичъ Степанинъ, какъ че¬
ловѣкъ, привыкшій къ порядкамъ преж¬
нимъ, не имѣвшій современной учитель¬
ской практики, въ пользу школы
сказалъ, къ сожалѣнію, очень мало. На
самомъ же дѣлѣ вопросъ о томъ, чему
должны учить въ нашихъ школахъ и какъ,
вопросъ очень сложный, который едва ли
кѣмъ-либо единолично рѣшенъ быть мо¬
жетъ, кромѣ всероссійскаго собора. Сдревле предки наши ставили непре¬
мѣннымъ условіемъ семейной жизни, что¬
бы дитя прежде всего обучалось духовно¬
религіозному дѣлу. Азбука церковно¬
славянская, часовникъ, псалтирь и соле¬
вое пѣніе—вотъ обязательные предметы и
книги повсемѣстнаго обученія въ былое
время. Считаясь съ тогдашними условіями
гонительныхъ временъ, достопамятные
родители и предки наши за большимъ и
совершеннѣйшимъ просвѣщеніемъ и обра¬
зованіемъ не гонялись. Отрадно они себя
чувствовали, когда видѣли сыновей и доче¬
рей своихъ на крылосѣ; чтеніемъ часовъ,
канонарханіемъ и обычнымъ солевымъ
пѣніемъ тогдашнее образованіе въ боль¬
шинствѣ случаевъ исчерпывалось. Да съ
одной стороны, это былъ примѣръ высо¬
кій. Что же теперь мы? Неужели нынѣш¬