Деяния Первого Всероссийского Cобора христиан-поморцев, приемлющих брак. 1909 г.

1909

Содержание

ЧАСТЬ I

ЧАСТЬ 2

Телеграмма Собора на имя Государя Императора и ответ Государя

Приветствія Собору и адреса, поднесенные Председателю и Секретарю Собора

ГолосЪ Церкви (письма, присланныя ПредсоборнымЪ СовЬщаніямЪ)

ДокладЪ: О Церкви и ея ТаинствахЪ Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О всепагубномъ антихристе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: О святыхъ пророкахЪ Енохе и Илiе Л.Ф. Пичугина

ДокладЪ: ОбЪ антихристЪ и пророкахЪ И.И. Зыкова

ДокладЪ: О наставникахЪ и настоятеляхЪ Т.А. Худошина

ДокладЪ: О существе брака Т.А. Худошина

ДокладЪ; О таинствЪ св. крещенія въ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

ДокладЪ: О таинстве покаянія вЪ простолюдинскомЪ состояніи Ф. П. Кондратьева

Брачный уставъ Московской Монинской моленной 1803 г. и канонЪ Всемилостивому Спасу, составленный Г. И. Скочковымъ

ДокладЪ: О брачномЪ каноне Г. И. Скочкова Д. В. Ватова

Брачный уставЪ Петербургской Общины

Докладъ: О старообрядческихЪ общинахЪ Д. В. Батова

Поморскій ответЪ сто пятый

Сообщенія

Постановленія Духовнаго Суда

Особыя мненія членовЪ Собора

ЧАСТЬ 3. Доклады по гражданским вопросамъ

ЧАСТЬ 4. Предсоборныя совещания

ЧАСТЬ 5.

ЧАСТЬ 6

OCR
Д. В. БАТОВА. I О старообрядческихъ общинахъ. Въ 17 столѣтіи по внушенію никоновскаго намѣстника Іоакима—патріарха
былъ изданъ государственный законъ, чтобы никто ни въ городахъ, ни въ се¬
леніяхъ не смѣлъ открыто держаться раскола (старовѣрія). Мнимые раскольники убѣгали въ пустыни и лѣса, но и тамъ ихъ отыскивали,
жилища ихъ разоряли. Въ такихъ дѣйствіяхъ очевидно исполнялись слова истиннаго Пастыря: „Волкъ
расхититъ ихъ и распудитъ овцы“ (Іоан, въ зач. 36). Но вотъ въ настоящемъ двадцатомъ столѣтіи выходитъ въ высшей степени
благотворный законъ вѣротерпимости, воспрещающій именовать хранителей старо¬
вѣрія и старообрядчества раскольниками, разрѣшающій составлять изъ среды
себя союзы (общины или общества), представители которыхъ надѣляются при¬
сущими ихъ званію льготами. Законъ 20 столѣтія весьма противоположенъ закону 17 столѣтія, который
разогналъ избранныхъ овецъ стада Христова, а законъ 20 столѣтія старается за¬
гладить печальное прошлое, собирая ихъ въ союзы общинъ, что согласно дѣлу
истиннаго Агнца, о которомъ божественный Евангелистъ написалъ: „ Чада Божія,
расточенныя соберетъ воедино“ (Іоан, въ зач. 40). . Слѣпоумно и безсовѣстно обращать добродѣяніе въ злодѣяніе. Гражданское правительство не входитъ въ дѣла управленія общинъ ни по
богослуженію, ни по исполненію свято церковныхъ правилъ, а запись избираемыхъ
общинами настоятелей въ реестръ нужна для того только, чтобы знать, кто имѣетъ
право пользоваться вышеозначенными льготами и выдавать метрическія свидѣ¬
тельства. Вѣрны и всякаго пріятія достойны преданныя св. апостоломъ въ знаменіе
второго Христова пришествія слова: „ Тако пріидетъ, егда бо рекутъ, миръ и утвер¬
жденіе, тогда внезапу нападетъ на нихъ всегубительство“ (Въ зач. 27). Но сіе предусмотрѣніе относится къ единовѣрцамъ и прочимъ старообряд¬
ству ющимъ поповцамъ, преслушникамъ спасительной заповѣди: „Поминайте
жену Лотову“ (Луки зач. 87. Бытія гл. 19). А къ устоявшимъ въ перастлѣнной чистотѣ благовѣрія относится другая
евангельская заповѣдь: „Восклонитеся и воздвигните главы ваша; зане прибли¬
жается избавленіе ваше“ (Луки въ зач. 107). Аминь. Д. В. БАТОВЪ.