Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№11

1908

Содержание

Отдѣлъ религіозно-философскій и нравственный

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Объявленія

OCR
Русскія древ. и сов. р. м.

1()29

чихъ, почти безконечныхъ рѣкъ, на ея безпредѣльныхъ равни
нахъ; у нея есть пѣсня, слушая которую такъ многое ей проща

ешь. Русскій народъ сжился со своей вѣрой исповѣдуемой имъ
уже болѣе тысячи лѣтъ. Она стала для него историческимъ со
стояніемъ, національнымъ сокровищемъ.

(Окончаніе слѣдуетъ).
Никоньянинъ.

Русскія древности и современное русское монашество *]
Результатомъ пріобщенной ревности приснопамятнаго свя
тителя-историка, хотя уже послѣ его кончины, было синодальное

опредѣленіе 40-хъ годовъ минувшаго столѣтія о составленіи опи

санія всѣхъ существующихъ монастырей. На это предписаніе
даже до сегодня такъ и осталось не выполненнымъ. На настояте

лей монастырей возлагалась работа, къ которой они небыли ни

подготовлены, и учиться которой не имѣли ни малѣйша
го желанія. И вотъ началось очищеніе монастырскихъ архивовъ,
сколько

и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ съ такимъ своеобразнымъ рвеніемъ
что остается искренно пожалѣть, что эта ревность исключитель

но направлена была къ варварскому истребленію того,что заслу

живало самого тщательнаго сохраненія. Разсказываютъ, какъ въ
одномъ монастырѣ нѣкій не въ мѣру возревновавшій объ очище
ніи отъ книжнаго хлама монастырской библіотеки игуменъпожегъ
не только всѣ старопечатныя книги и древнія рукописи, но даже
и земельныя акты ввѣренной ему обители, оставивъ своимъ пре

емникамъ по настоятельству лишь только тотъ клочекъ земли,
на которомъ были воздвигнуты зданія того монастыря. И такихъ
ревнителей не по разуму къ сожалѣнію, большинство, и не толь
ко въ то, но и въ ближайшее, и въ наше время. А причины это
му очень простые. Преобладающій процентъ въ монастыряхъ на
шихъ состоитъ изъ людей, пришедшихъ въ монастыри или съ
самыми смутными понятіями о грамотности, или и совершенно
безграмотными. И вотъ изъ этихъ то пришельцевъ выходятъ на
стоятели, требовать отъ которыхъ серьезнаго отношенія къ ар
хивнымъ и библіотечнымъ было бы настолькоже наивнымъ,какъ
и слышать отъ нихъ правильное сужденіе наприм. о тайнахъ
*I См. к. 2—З №№ ж. „Старообрядца“ стр. 296.