Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№11

1908

Содержание

Отдѣлъ религіозно-философскій и нравственный

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Объявленія

OCR
941

0 воспитаніи дѣтей. *)
Изъ твореній Святаго Іоанна Златоустаго.
(Окончаніе).
31) Далѣе, когда мы хотимъ дѣтей ознакомить съ науками,
не только отдаляемъ препятствующее ученію, но и доставляемъ

имъ все, что содѣйствуетъ этому,–приставляемъ къ нимъ пѣсту
новъ иучителей,издерживаемъденьги, освобождаемъ ихъ отъ всѣхъ

другихъ занятій, и чаще, чѣмъ учители на олимпійскихъ играхъ
кричитъ, кричимъ имъ обѣдности отъ неученья и о богатствѣ отъ
ученія,–дѣлаемъ и говоримъ все, и сами и чрезъ другихъ,толь
ко бы довести ихъ до окончанія предлежащаго имъ ученія; одна
кожъ и при всемъ этомъ часто не успѣваемъ. А скромность нра
вовъ и тщательпость о честномъ поведеніи, по нашемумнѣнію, при
дутъ сами собой и не смотря на столь многія къ тому препят
ствія? Что можетъ быть хуже этого неразумѣнія,–на самое
легкое обращать столько вниманія и заботъ, какъ будто бы ина
че и нельзя успѣть въ этомъ,–а о гораздо труднѣйшемъ думать,
что оно, какъ какая нибудь пустая и ничтожная вещь, придетъ
къ намъ, хоть бы мы и спали? Вѣдь упражненіе души въ благо
честивой жизни во столько разъ труднѣе и тяжелѣе изученія на
укъ, во сколько исполнять труднѣе, чѣмъ говорить, во сколько

дѣла труднѣе словъ.
32) Но для чего, скажемъ, нашимъ дѣтямъ нужно любомуд

ріе и строгое поведеніе? Вотъ это то самое и сгубило все,–что

дѣло, такъ необходимое и служащее опорою нашей жизни, счи
тается излишнимъ и ненужнымъ. Увидѣвши сына больнымъ по
тѣлу, никто вѣдь не скажетъ, для чего нужно ему совершенное
и крѣпкое здоровье? Напротивъ, всемѣрно постарается привести
въ такое благосостояніе, чтобы болѣзнь болѣе уже не возвраща
лась. А когда у дѣтей больна душа, не нужно имъ, говорятъ, ни
какого лѣченія, и послѣ такихъ словъ осмѣливаются называть

себя отцами. Такъ что же, скажешь,–станемъ мы всѣ любомудр
ствовать, а житейское все погибнетъ? Нѣтъ, почтеннѣйшій, не

любомудріе, а уклоненіе отъ него погубило и растроило все.Ибо
кто, скажи мнѣ, разстраиваетъ настоящее положеніе дѣлъ,—тѣ
ли, которые живутъ воздержно и скромно, или тѣ, которые изо
*) См. 8—9 №№ ж. „Старообрядцы“. Стр. 823,