Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№11

1908

Содержание

Отдѣлъ религіозно-философскій и нравственный

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Объявленія

OCR
969

Изслѣдованіе о мощахъ святыхъ мучениковъ
Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала.
(Продолженіе).
П. Показаніе Иринея Хромова.

1895 г. сентября 27 дня, казакъ, (онъ же и уставщикъ) ст.

Карбулакской, Терской области, Ириней СпиридоновичъХрамовъ
далъ слѣдующее показаніе:

Лѣтъ восемнадцать или двадцать тому назадъ, когда я учил

ся еще въ школѣ, однажды учитель нашъ пригласилъ насъ, уче
никовъ, посѣтить пещеру гдѣ лежали нетлѣнныя тѣлеса, на что

мы согласились и отправились туда вмѣстѣ съ нимъ. Придя на
то мѣсто (оно отстоитъ отъ станицы верстахъ въ четырехъ),
учитель предложилъ намъ спуститься внизъ посмотрѣтьэтитѣлеса.

На это предложеніе насъ вызвалось трое, въ числѣ которыхъ
былъ и я. Въ пещеру мы спустились на веревкѣ, тамъбылотем
но, такъ, что намъ пришлось зажечь принесенныя съ собою свѣ
чи. На полу пещеры дѣйствительно было три нетлѣнныхъ тѣла,

одно изъ нихъ было разрѣзано "). Мнѣ болѣе всего остается въ
памяти явственныя черты этихъ тѣлъ: они такъ были ясны, что
не только глаза, губы и прочее, но даже рѣсницы были довольно
хорошо видны "). Имѣли ли они волосы-я этого не помню, но

ногти на рукахъ они имѣли, цвѣтъ ихъ былъ очень бѣлъ. Не
пріятнаго запаха отъ нихъ не было и загнившихъ частей на
нихъ также не было. Кромѣ этихъ тѣлесъ были подъ поломъ еще

умершіе люди. Объ нихъ у насъ существовало такое преданіе,
что это были тѣ несчастные казаки и вообще русскіе, которые
*) Епископъ Силуанъ (прилож. 8), священникъ Карпъ (показ. 1), полковникъ
Баскаковъ и его жена. [показан. 6 и 7), говорятъ, что въ склепѣ было четыре не
тлѣнныя тѣла, а казакъ Хромовъ видѣлъ три. Но это несогласіе должно объяснить
ся тѣмъ, что Хромовъ былъ въ склепѣ тогда, когда уже начато было перенесеніе
этихъ святыхъ мощей въ Москву, куда прежде было перенесено одно тѣло, потомъ
другое, и наконецъ послѣднія разомъ два (см. прилож. 8).
**) Если клеветники на старообрядцевъ не признаютъ такія мощи святыми

тѣлеса которыхъ оказались совершенно нетлѣнными, то чѣмъ же они могутъ намъ
присвидѣтельствовать святость мощей Димитрія Ростовскаго, когда лице его ист
лѣло, ноги истлѣли, голова, руки и ступни отвалились и разложились

по своимъ

суставамъ. Словомъ сказать, почти все тѣло истлѣло и предалось землѣ (истор.
жанонизаціи святыхъ россійской церкви, б. Голубинскаго, стр. 160)?