Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№11

1908

Содержание

Отдѣлъ религіозно-философскій и нравственный

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ историческій

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Объявленія

OCR
980

О книжномъ исправленіи.
(Окончаніе).
„Такимъ образомъ предполагаемые книжные справщики при
патр. Іосифѣ, протопопы: Нероновъ, Аввакумъ, Даніилъ, Логинъ,
появились въ Москвѣ-первый никакъ не ранѣе 1646 и 47 г. Ав
вакумъ въ послѣдніе только мѣсяцы патріаршества Іосифа, а Ло
гинъ и Лазарь-уже при Никонѣ. Теперь спрашивается, какимъ
же образомъ эти лица могли принимать прямое или не прямое

участіе въ кижныхъ исправленіяхъ, могли вносить старообрядче
скія мнѣнія въ наши церковныя книги, напечатанныя еще при Ми

хаилѣ Ѳеодоровичѣ въ 1642 году, когда ихъ въ это время и въ
Москвѣ то вовсе не было? Какимъ образомъ, напримѣръ, Авва
кумъ, бывшій до пятидесятыхъ годовъ простымъ, некому не из
вѣстнымъ сельскимъ священникомъ, могъ вліять изъ своего се

ла въ нижегородской области на печатаніе въ Москвѣ церковныхъ
книгъ, на внесеніе въ нихъ разныхъ неподобающихъ статей?
„Ясноедѣло,что считать Неронова, Аввакума, Даніила и Ла
заря справщиками книгъ цри Іосифѣ, или верховными руководи
телями книжной справы, видѣть именно въ нихъ

виновниковъ

появленія въ нашихъ церковныхъ книгахъ различныхъ старооб
рядческихъ мнѣній, значитъ допускать нѣчто совершенно несооб

разное и со всѣмъ невозможное“.

4

На это отцы пастыри и миссіонеры господствующей церк
ви пожалуй замѣтятъ: что если не эти такъ другіе всетаки бы

ли же при патріархѣ Іосифѣ справщики?–Но если даже и согла
сится, что Іосифскіе справщики дошли до сознанія необходимо
сти исправлять наши книги по книгамъ греческимъ; то подъ гре

ческими книгами нужно разумѣть не новыя или современныя, а
древнія; что же касается до первыхъ, то намъ извѣстенъ прямой
отказъ отъ нихъ одного изъ справщиковъ (Ивана Насѣдка), какъ
отъ киигъ поврежденныхъ.



„Соборомъ 1655 г.-пишетъ Сильверстъ Медвѣдевъ,–бы
ло опредѣлено (со словъ Никона, править наши богослужебныя

книги по древнимъ греческимъ и славянскимъ рукописямъ,а на
ши исправители, послѣ того собора всѣ книги древнія и славян
скія и греческія оставивше, начаша правити съ новопечатныхъ у
нѣмецъ греческихъ книгъ. Въ предисловіи книги служебника, пи
шутъ они, что они исправили его по греческимъ древнимъ и сла