Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№10

1908

Содержание

Отдѣлъ нравственно-философскій

Отдѣлъ полемическій

Начало нѣтовской вѣры. (Бѣсѣда Мурашкина съ Коноваловымъ въ г. Муравьевы

Отповедь современнымъ бѣглопоповцамъ. А. А. Пашковъ (Продолженіе слѣдуетъ)

Поѣздка на Востокъ въ 1900 году. (Результаты изслѣдованія о крещеніи греческой церкви и свѣдѣнія о митрополитѣ Амвросіи)

Изслѣдованіе о мощахъ свв. мучениковъ Дады,Гаведдая,Каздои и Гаргала. (Продолженіе слѣдуетъ)

Письмо о. Арсенія (нынѣ умершаго еп.) къ безпоповцамъ пріемлющимъ крещеніе отъ грекороссійской церкви (Продолженіе)

Отвѣты современнымъ иконоборцамъ (Продолженіе)

Справка объ отобранныхъ у старообрядцевъ храмахъ, монастыряхъ, церковной утвари, богослужебныхъ книгахъ и прочихъ церковныхъ принадлежностяхъ. (Продолженіе)

Разговоръ съ оберъ-прокуроромъ св. Синода К. П. Побѣдоносцевымъ 29 декабря 1881 г. (Въ пріемномъ залѣ съ инокомъ Николой Чернышевымъ). Н. Чернышевъ

Мысли о старообрядчествѣ. (Продолженіе). Никоньянинъ

Расколъ Іовитовъ

О молитвѣ за умершихъ М. Г

Полюбуйтесъ

«Отъ врагъ свидѣтельства достопріятнѣйшая суть»

OCR
914

„Отъ врагъ свидѣтельства достопріятнѣйша суть“.
И среди старообрядцевъ есть субъекты, у которыхъ въ ос

нованіи ихъ жизни фигурируетъ правило: „Тѣхъ же пщей да по
жиже влей“.

У насъ существуютъ начетчики. Все старообрядчество смот
ритъ на нихъ какъ на боевую дружину, готовую всегда высту

пить противъ всѣхъ ересей и заблужденій. И когда они начина
ютъ нынѣ тѣсно сплачиваться между собой, то намъ остается

только радоваться этому. Но есть люди, и даже „старообрядцы

по писанію“, которыеубѣждены, что начетчикъ каждыйвъ отдѣль
лности очень хорошій человѣкъ. Но если эти же „хорошіе“ люди
собрались вмѣстѣ посовѣтываться о своихъ текущихъ дѣлахъ,то
это не хорошее дѣло-это уже „еристь“.

Чтобы ярче оттѣнить, что только начетничество (а не по

рознь начетчики) можетъ разбивать еретическія смѣны,загоражи
вающіе чистое евангельское ученіе отъ народа,мы приведемъ сви

дѣтельство миссіcнеровъ русской церкви, ибо „Отъ врагъ свидѣ
тельства достопріятнѣйша суть:

„Охарактеризовавъ состояніе старообрядческаго раскола за
1907 годъ, мы должны сказать, что старообрядчество за этотъ
годъ замѣтно оживилось, высоко стало поднимать свою голову,
организоваться, записываться въ общины. Записываясь въ свою


общину, старообрядцы порываютъ всякія связи съ приходскимъ

храмомъ. Прежде необходимость заставляла ихъ хотя изрѣдказай
ти въ храмъ Божій, нынѣ же старообрядцы навсегда отторгну
лись отъ храма. Въ настоящее время они категорически отказы
ваются отъ всѣхъ податей и повинностей въ пользу св. церкви,

въ силу чего положеніе церкви въ мѣстахъ, зараженныхъ раско
ломъ, становится весьма печальнымъ. И такъ, старообрядчество
растетъ и оживляется. Какія причины благопріятствуютъ процвѣ
танію старообрядчества, сказать не трудно. Причины эти психо

логическія, бытовыя, территоріальныя. Эти причины прекрасно
всѣмъ извѣстны, почему говорить о нихъ мы считаемъ излиш

нимъ. Мы будемъ говорить о факторахъ, которые, во-первыхъ,
новы, во-вторыхъ, въ жизни старообрядчества имѣютъ большое
значеніе. Факторы эти-современное старообрядческое начетни

чество и старообрядческая литература. Современное старообряд
ческое начетничество служитъ крѣпкимъ подспорьемъ для старо

обрядческихъ толковъ и согласій. Оно выступаетъ съ новымъ