Мысли о старообрядчествъ.
(Продолженіе). *)
Когда актъ отъ 17 октября и послѣдующія законодатель
ныя постановленія, обезпечили русскому обществу хотя и относи
тельную религіозную свободу, явился просвѣтъ въ мрачной до
того исторіи старообрядчества. Оно, на ряду съ другими терпи
мыми правительствомъ сектами, получаетъ на этотъ разъ возмож
ность выступить болѣе часто, самостоятельно и открыто со сво
имъ обрядомъ и словомъ, выступить съ заявленіемъ о себѣ, какъ
о грандіозной религіозной русской общинѣ, организованной твер
до и умно, съ прочнымъ самоуправленіемъ, построеннымъ на
принципѣ выборнаго начала, съ задачами, идеалами и планами
будущаго, съ опредѣленно выраженнымъ отношеніемъ, какъ къ
другимъ религіознымъ исповѣданіямъ, такъ и къ самой текущей
жизни. Струя новыхъ свѣдѣній о старообрядчествѣ, съ которымъ
я сталъ уже знакомиться ближе и непосредственно, начинаетъ
размывать слой моихъ старыхъ убѣжденій; я начинаю очень ин
тересоваться старообрядчествомъ и его обрядовыми особенностя
ми. Старообрядчеетво, получивъ религіозную свободу, начинаетъ
проявлять усиленную церковно-общественную дѣятельность, на
чинаетъ жить полной и свободной жизнью: по всей „старовѣр
ской“ Руси начинаютъ происходить, теперь уже публично, рели
гіозныя процессіи,совершаются закладки и освященія новыхъ
храмовъ, на старыхъ воздвигаются до того времени
воспрещен
ные кресты и купола, возникаютъ новыя общины и даже епар
хіи, старообрядческая церковь открыто хиротонисуетъ себѣ но
выхъ епископовъ. Я увидѣлъ, что старообрядчество поднялось
и узрило свѣтъ, что значительная часть сковывавшихъ его
цѣпей спала къ его ногамъ, и что вообще религіозныя свободы
влили въ жизнь старообрядчества новыя, бодрыя и живящія
струи, которыя должны придать этой жизни и силу, и вырази
*) См. №№ 8—9 ж, „Старообрядцы".