Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№10

1908

Содержание

Отдѣлъ нравственно-философскій

Отдѣлъ полемическій

Начало нѣтовской вѣры. (Бѣсѣда Мурашкина съ Коноваловымъ въ г. Муравьевы

Отповедь современнымъ бѣглопоповцамъ. А. А. Пашковъ (Продолженіе слѣдуетъ)

Поѣздка на Востокъ въ 1900 году. (Результаты изслѣдованія о крещеніи греческой церкви и свѣдѣнія о митрополитѣ Амвросіи)

Изслѣдованіе о мощахъ свв. мучениковъ Дады,Гаведдая,Каздои и Гаргала. (Продолженіе слѣдуетъ)

Письмо о. Арсенія (нынѣ умершаго еп.) къ безпоповцамъ пріемлющимъ крещеніе отъ грекороссійской церкви (Продолженіе)

Отвѣты современнымъ иконоборцамъ (Продолженіе)

Справка объ отобранныхъ у старообрядцевъ храмахъ, монастыряхъ, церковной утвари, богослужебныхъ книгахъ и прочихъ церковныхъ принадлежностяхъ. (Продолженіе)

Разговоръ съ оберъ-прокуроромъ св. Синода К. П. Побѣдоносцевымъ 29 декабря 1881 г. (Въ пріемномъ залѣ съ инокомъ Николой Чернышевымъ). Н. Чернышевъ

Мысли о старообрядчествѣ. (Продолженіе). Никоньянинъ

Расколъ Іовитовъ

О молитвѣ за умершихъ М. Г

Полюбуйтесъ

«Отъ врагъ свидѣтельства достопріятнѣйшая суть»

OCR
Мысли о старообрядчествъ.
(Продолженіе). *)
Когда актъ отъ 17 октября и послѣдующія законодатель
ныя постановленія, обезпечили русскому обществу хотя и относи
тельную религіозную свободу, явился просвѣтъ въ мрачной до
того исторіи старообрядчества. Оно, на ряду съ другими терпи
мыми правительствомъ сектами, получаетъ на этотъ разъ возмож

ность выступить болѣе часто, самостоятельно и открыто со сво
имъ обрядомъ и словомъ, выступить съ заявленіемъ о себѣ, какъ
о грандіозной религіозной русской общинѣ, организованной твер
до и умно, съ прочнымъ самоуправленіемъ, построеннымъ на
принципѣ выборнаго начала, съ задачами, идеалами и планами
будущаго, съ опредѣленно выраженнымъ отношеніемъ, какъ къ
другимъ религіознымъ исповѣданіямъ, такъ и къ самой текущей
жизни. Струя новыхъ свѣдѣній о старообрядчествѣ, съ которымъ
я сталъ уже знакомиться ближе и непосредственно, начинаетъ
размывать слой моихъ старыхъ убѣжденій; я начинаю очень ин
тересоваться старообрядчествомъ и его обрядовыми особенностя
ми. Старообрядчеетво, получивъ религіозную свободу, начинаетъ
проявлять усиленную церковно-общественную дѣятельность, на
чинаетъ жить полной и свободной жизнью: по всей „старовѣр
ской“ Руси начинаютъ происходить, теперь уже публично, рели
гіозныя процессіи,совершаются закладки и освященія новыхъ
храмовъ, на старыхъ воздвигаются до того времени

воспрещен

ные кресты и купола, возникаютъ новыя общины и даже епар

хіи, старообрядческая церковь открыто хиротонисуетъ себѣ но
выхъ епископовъ. Я увидѣлъ, что старообрядчество поднялось
и узрило свѣтъ, что значительная часть сковывавшихъ его

цѣпей спала къ его ногамъ, и что вообще религіозныя свободы
влили въ жизнь старообрядчества новыя, бодрыя и живящія
струи, которыя должны придать этой жизни и силу, и вырази
*) См. №№ 8—9 ж, „Старообрядцы".