Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№10

1908

Содержание

Отдѣлъ нравственно-философскій

Отдѣлъ полемическій

Начало нѣтовской вѣры. (Бѣсѣда Мурашкина съ Коноваловымъ въ г. Муравьевы

Отповедь современнымъ бѣглопоповцамъ. А. А. Пашковъ (Продолженіе слѣдуетъ)

Поѣздка на Востокъ въ 1900 году. (Результаты изслѣдованія о крещеніи греческой церкви и свѣдѣнія о митрополитѣ Амвросіи)

Изслѣдованіе о мощахъ свв. мучениковъ Дады,Гаведдая,Каздои и Гаргала. (Продолженіе слѣдуетъ)

Письмо о. Арсенія (нынѣ умершаго еп.) къ безпоповцамъ пріемлющимъ крещеніе отъ грекороссійской церкви (Продолженіе)

Отвѣты современнымъ иконоборцамъ (Продолженіе)

Справка объ отобранныхъ у старообрядцевъ храмахъ, монастыряхъ, церковной утвари, богослужебныхъ книгахъ и прочихъ церковныхъ принадлежностяхъ. (Продолженіе)

Разговоръ съ оберъ-прокуроромъ св. Синода К. П. Побѣдоносцевымъ 29 декабря 1881 г. (Въ пріемномъ залѣ съ инокомъ Николой Чернышевымъ). Н. Чернышевъ

Мысли о старообрядчествѣ. (Продолженіе). Никоньянинъ

Расколъ Іовитовъ

О молитвѣ за умершихъ М. Г

Полюбуйтесъ

«Отъ врагъ свидѣтельства достопріятнѣйшая суть»

OCR
909

Полюбуйтесь.


Часто слышатся укоры по адресу нашихъ начетчиковъ, ста

рообрядческой печати и другихъ старообрядцевъ за то, что тѣ
и другіе не одобряютъ дѣятельность такъ называемыхъ „черно
сотенцевъ“.

Пусть тѣ старообрядцы, которые съ благоговѣніемъ произ
носятъ фамиліи канонизованныхъ лидеровъ „истинно-русскихъ

людей“ и обивающіе пороги редакцій „Моск. Вѣд.“, „Колокола“
и др. услышатъ, какое имя они даютъ старообрядцамъ лишь тѣ
выйдутъ за двери редакціи.

Представимъ здѣсь проповѣдь о старообрядчествѣ распро
страняемую вездѣ этими „истинно-русскими людьми“.

„Не спорю, иногда русское правительство преслѣдовалорас
кольниковъ и сектантовъ, предавало ихъ суду и подвергало нака

занію. Но это преслѣдованіе имѣло не релегіозный, а чисто по
литическій характеръ; раскольниковъ и сектантовъ подвергали
наказанію не за то, что они исповѣдывали то или другое вѣроу

ченіе, а за то, что они прикрывали своими религіозными вѣро
ваніями: въ дѣйствительности оказывались весьма вреднымъ эле
ментомъ для жизни русскаго народа–частной, семейной, общест
венной и политической. По аналогіи съ жалобами раскольниковъ

можно обвинять русское правительство и въ преслѣдованіи Пра
вославной Церкви, потому что оно подвергаетъ наказанію прес
тупниковъ, именующихся „православными“...

„Въ своемъ интересномъ сочиненіи „Расколъ, какъ орудіе
враждебныхъ Россіи партій“ извѣстный знатокъраскола,профес
соръ Н. И. Субботинъ прекрасно доказалъ, что нашъ расколъ,
по существу своему, есть явленіе не столько религіозное или цер
ковное, сколько политическое, и-при томъ отрицательное и край

не вредное для народнои жизни. Этотъ взглядъ вполнѣ подтверж
дается и самыми

символическими

книгами

нашихъ раскольни

ковъ: Пандектомъ, Цвѣтникомъ и Собраніемъ отъ Св. Писанія
объ антихристѣ, которыя находятся въ „Сборникѣ о раскольни
кахъ“, изданномъ въ Лондонѣ еще въ 1861 году извѣстнымъ эми
грантомъ Кельсіевымъ (см. особенно вып. 2 стр. 245—269). Изъ

этихъ книгъ каждый долженъ вынести убѣжденіе, что наши рас
кольники никогда не будутъ почитать русскаго царя и никогда

не будутъ даже молиться за него. По ихъ ученію, русскій
царь, какъ никоніанецъ,-еретикъ, съ которымъ нельзя имѣть