Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№10

1908

Содержание

Отдѣлъ нравственно-философскій

Отдѣлъ полемическій

Начало нѣтовской вѣры. (Бѣсѣда Мурашкина съ Коноваловымъ въ г. Муравьевы

Отповедь современнымъ бѣглопоповцамъ. А. А. Пашковъ (Продолженіе слѣдуетъ)

Поѣздка на Востокъ въ 1900 году. (Результаты изслѣдованія о крещеніи греческой церкви и свѣдѣнія о митрополитѣ Амвросіи)

Изслѣдованіе о мощахъ свв. мучениковъ Дады,Гаведдая,Каздои и Гаргала. (Продолженіе слѣдуетъ)

Письмо о. Арсенія (нынѣ умершаго еп.) къ безпоповцамъ пріемлющимъ крещеніе отъ грекороссійской церкви (Продолженіе)

Отвѣты современнымъ иконоборцамъ (Продолженіе)

Справка объ отобранныхъ у старообрядцевъ храмахъ, монастыряхъ, церковной утвари, богослужебныхъ книгахъ и прочихъ церковныхъ принадлежностяхъ. (Продолженіе)

Разговоръ съ оберъ-прокуроромъ св. Синода К. П. Побѣдоносцевымъ 29 декабря 1881 г. (Въ пріемномъ залѣ съ инокомъ Николой Чернышевымъ). Н. Чернышевъ

Мысли о старообрядчествѣ. (Продолженіе). Никоньянинъ

Расколъ Іовитовъ

О молитвѣ за умершихъ М. Г

Полюбуйтесъ

«Отъ врагъ свидѣтельства достопріятнѣйшая суть»

OCR
846

Отповѣдь современнымъ бѣглопоповцамъ.
(Продолженіе)
Въ 1765 году московская поповщина, послѣ долгихъ пере
говоровъ согласилась съ московскою поморскою общиной слить

ся въ едино, подъ духовною властію одного архіерея. Созвали
соборъ для совѣщаній. Въ немъ приняли участіе знаменитѣйшіе
по уму, начитанности и знаніямъ старообрядцы." Между ними бы
ли Никодимъ, изъ Стародубья, авторъ Никодимовыхъ отвѣтовъ,
ему было въ то время еще только двадцать лѣтъ отъ роду, но,
несмотря на молодость, онъ пользовался уже громаднымъ вліяні

емъ на одновѣрцевъ. Ему принадлежала первая мысль о соеди
неніи всѣхъ старообрядцевъ и поповскаго и безпоповскаго согла
сія во едино стадо подъ паствою одного пастыря, и послѣ пер
вой неудачи, онъ семнадцать лѣтъ постоянно и съ полною энер

гіею отыскивалъ архіерейство. Никодимъ находился въ близкихъ
сношеніяхъ съ Потемкинымъ, былъ извѣстенъ Екатеринѣ и поль

зовался большимъ вѣсомъ между своими. Поморцы для совѣта
и рѣшенія этого общаго дѣла для всего старообрядчества, выз
вали въ Москву изъ Выгорѣцкаго монастыря Андрея Борисова.
Этотъ человѣкъ, тогда еще 31 года отъ роду, былъ, по словамъ
Павла Любопытнаго, громкій членъ поморской церкви и (впослѣд
ствіи 1780—1791 г.) главный киновіархъ Выгорѣцкій киновіи, ав
торъ пятнадцати сочиненій, знаменитый не только между старо
обрядцами, но и у владыкъ земныхъ, поименованъ отъ послѣд
нихъ патріархъ старовѣрческой церкви. Со многими вельможа
ми находился онъ въ перепискѣ, многократно же писалъ онъ по
сланія къ высокому, извѣстнѣйшему князю Потемкину, его бла
годѣтелю и другу. Имя этого человѣка доселѣ дорого для ста
рообрядцевъ, потому что онъ, какъ человѣкъ умный и смѣлый,
старался извлечь пользу для старообрядчества изъ своихъ свя
зей съ вельможами, особенно съ такимъ всесильнымъ, какъ По
темкинъ. По вліянію Андрея Борисова на Потемкина,были отмѣ

нены двойной окладъ платимый старообрядцами (1782 года) и на
именованіе въ оффиціальныхъ бумагахъ старообрядцевъ расколь
никами. Былъ на этомъ соборѣ казенный крестьянинъ тридцати
шестилѣтній Василій Емельяновъ, глава московской поморской
общины, основатель и первый настоятель, такъ называемый Мо
нинской моленной, другъ Андрея Борисова. Былъ тутъ Иванъ