346 Святой Ипполит, епископ Римский только посредством обличения выводя на свет чуждые (уче¬
ния), но и словесно, и письменно свидетельствуя и непостыдно
возвещая то, что Истина, прияв от Отца благодати, преподала
людям. Посему, дабы, как я уже сказал, представить их безбож¬
никами и по образу мыслей, и по нравственности, и по делам,
показать, откуда произошли их попытки, и что они заимство¬
вали свои учения не из Священных Писаний и пришли к ним
не из уважения к преемству какого-либо святого, но учения их
получили свое начало из эллинской премудрости, из положе¬
ний философских систем, из преданий и обрядов мистерий и
из гаданий астрологов, — я полагаю прежде изложить учения
эллинских философов и показать'читателям, что они древнее и
почтеннее в отношении к божественному, чем эти (ереси), а
потом сличить каждую ересь с учением каждого (философа) и
показать, каким образом основатель ереси пользовался теми
системами, заимствуя из них начала и из них, увлекаясь к худ¬
шему, составлял свое учение. Конечно, предприятие наше
трудное и требует великого изследования, впрочем, у нас нет
недостатка в усердии к делу, ибо впоследствии это будет источ¬
ником радости пбдобно тому, как радуется атлет, с великим
трудом получивший венок, или торговец, получающий при¬
быль после сильного волнения морского, или земледелец, пос¬
ле труда в поте лица наслаждающийся плодами, или пророк,
после порицаний и оскорблений видящий исполнение своих
предсказаний. Итак, сначала скажем, кто впервые у эллинов
основал естественную философию; ибо у них преимуществен¬
но воровски взяли свои мнения первые провозвестники ере¬
сей, как после покажу при сравнении их друг; с другом. Отдавая
каждому из родоначальников (философии) то, что ему принад¬
лежит, мы таким образом выставим ересиархов пустыми и без-
стьвдными. I. Говорят, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов,
первый сделал попытку философии естественной. Он утверж¬
дал, что вода есть начало и конец вселенной, что все состоит из
нее — отвердевающей и опять разрешающейся, и все ею под¬