Толкования на книгу пророка Даниила 183 XLI. «Иныне, — говорит, — истину возвещу тебе»'90. В самом
деле, разве истина может возвестить что-нибудь иное, кроме
истины? А как раз Истиной и был Тот, Который явился Дании¬
лу: Он и возвестил ему истину. Сама же Истина снова потом
явилась в мир — и точно так же возвестила истину. О, блажен¬
ные ученики, наученные истине самим Христом! — И так Он
говорит ему: Видение двенадцатое О трех царях* 191 «Се, еще трие цари востанут в Нереиде, четвертый же разбо¬
гатеет богатством великим паче всех: и по одержании богатс¬
тва своего востанет на вся царства Еминская. Ивостанет царь
силен, и обладает властию многою, и сотворит по воли своей. И
егда станет царство его, сокрушится и разделится на четыри
ветры небесныя»192. Об этом мы уже сказали выше, когда гово¬
рили о четырех животных. Но так как Писание о всем этом
снова заводит речь, то и нам, в силу необходимости, приходит¬
ся говорить вторично об одном и том же в тех видах, чтобы не
оставить Писания без должного раскрытия и разъяснения.
«Еще трие цари, — говорит,—востанут в Персиде, четвертый же
разбогатеет богатством великим». Так это и было. После Кира
возстал Дарий, затем Артаксеркс, потом Ксеркс193. Эти трое и
были царями; следовательно, Писание исполнилось. «Четвер¬
тый же разбогатеет богатством великим». Кто же это, как не
Дарий, который, сделавшись богатым и славным, возстал про¬
тив всех· греческих царств? Против Дария выступил Александр
Македонский, сын Филиппа, и царство Дария было уничтоже¬
но. После же покорения персов разделилось по числу четырех 150 Дан. 11,2. 191 Полное заглавие этого видения в рукописи А: «о вторемъ на десять видении, сло¬
во о трехъ црехъ: *о».» Текст означенного видения почерпается из тех же рукописей, из
которых почерпается и текст видения одиннадцатого. 192 Дан.11,2-4. 193 Ξέρξης — в Ath. и Chig. нет; в Chalk. и А есть.