Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 559 монаховъ и тружениковъ берлюковской пустыни разослать куда
указы повелѣваютъ, московское подворье берлюковской пустыни
продать и деньги отдать въ монастырь, куда изъ оной пустыни церковную утварь и прочее церковное имѣніе отдать велѣно бу- 1\ ^
детъ ). 6. Допросы и показанія княгини Долгоруковой, графипи Матвѣевой и Макарова. —
Слѣдствіе надъ московскою дикастеріею и сѵнодальною копторою. По показаніямъ саровцевъ и берлюковцевъ привлечены были
къ допросу княгиня Долгорукова, графиня Матвѣева и А В. Ма¬
каровъ съ женой. Княгиня Марья Долгорукова была вкладчицей Саровской и
берлюковской пустыней, присылала туда разныя цѣнныя вещи
изъ церковной утвари и каждый годъ четвертей по пятидесяти
ржи и яроваго хлѣба, рыбы, масла и проч., изъ своихъ арзамас¬
скихъ вотчинъ, бывшихъ недалеко отъ Саровской пустыни. Ка¬
жется она была несчастлива въ домашней жизни * 2) и потому вда¬
лась въ набожность, ѣздила по монастырямъ, зазывала къ себѣ
монаховъ и юродивыхъ, почитала Тимоѳея Архиповича и хажива¬
ла къ нему за совѣтомъ и благословеніемъ. Монахи поддерживали
въ ней это расположеніе, равно выгодное для нихъ и для ихъ пус¬
тыней. Августа 23 велѣно было арестовать ее въ Москвѣ, хотя
бы она и болѣзнь имѣла, и приставить къ дому ея караулъ, а слу¬
жителей всѣхъ забравъ допросить: какой у нихъ святой мужъ жи¬
ветъ, и потомъ вести въ С.-Петербургъ. По прибытіи въ С.-Пе¬
тербургъ ее помѣстили на Преображенскомъ острову въ домѣ
Маріота, подъ карауломъ. Она была такъ больна, что не могла
встать съ постели. Въ показаніяхъ ея однакожъ ничего важнаго
не явилось, кромѣ знакомства съ монахами и юродивыми. Между
прочимъ любопытно, что Іосія говорилъ ей, будто юродивый Иванъ *) Дѣла архива св. Сѵнода, 1735 г., № 151. 2) Въ бытность Самгина въ Москвѣ она жаловалась ему, что «люди ихъ
клевещутъ на нее мужу въ домовыхъ дѣлахъ, отъ чего происходитъ между
ними раздоръ; да и отъ свойственниковъ своихъ она также ненавидима чрезъ
клевету людей».