Феофан Прокопович и его время

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. -СПб., 1868

1868

Содержание

Предисловие

I. Первые годы жизни и ученія Ѳеофана. Путешествіе за границей. Возвращеніе въ Россію. Учительство въ кіевской академіи. Сближеніе съ Петромъ. Ректорство въ академіи. Переписка съ Маркевичемъ

II. Вызовъ Ѳеофана въ С.-Петербургъ. Протесты московскихъ ученыхъ и м. Стефана Яворскаго. Посвященіе въ епископа. Ученые труды. Полемика съ княземъ Д. Кантемиромъ

III. Отмѣна патріаршества. Стефанъ-мѣстоблюститель патріаршаго престола

IV. Духовный Регламентъ и учрежденіе Сѵнода. Личный составъ Сѵнода. Распоряженіе Сѵнода

V. Стефанъ-президентъ Сѵнода. Протесты его. Неудовольствія. Смерть

VI. Ѳеодосій Яновскій. Злоупотребленіе власти н излишества. Ропотъ духовенства

VII. Ѳеофанъ. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. Исторія Петра Великаго. О блаженствахъ противъ ханжей и лицемѣровъ. Каноническія сочиненія. Сочиненія противъ раскола. Проповѣди. С.-Петербургская семинарія. Штатъ духовный. Устроеніе монашества и монастырей. Домовое хозяйство

VIII. Возшествіе на престолъ Екатерины I. Заносчивость новгородскаго архіепископа Ѳеодосія

IX. Доносъ псковскаго провинціалъ-инквизитора на судью архіерейскаго дома, архимандрита Маркелла Родышевскаго, въ расхищенія церковнаго имущества

X. Процессъ и низложеніе новгородскаго архіепископа Ѳеодосія. Дѣло Варлаама Овсянникова. Перемѣщеніе Ѳеофана на новгородскую каѳедру

XI. Георгій Дашковъ и Игнатій Смола

XII. Маркеллъ Родышевскій и Ѳеофанъ. Протесты Родышевскаго противъ Ѳеофана въ противностяхъ церковныхъ и государственныхъ. Отвѣты Ѳеофана

XII. Сила Дашкова. Ревизія Сѵнода, Шаткое положеніе Ѳеофана. Покровительство Остермана Ѳеофану. Коронация Петра II. Толки о патріаршествѣ. Новые протесты Родышевскаго. Отвѣтъ Ѳеофана. Дѣло Носова. Письмо Ѳеофана къ Голштинскому герцогу. Свиданіе съ Маркевичами. Дѣло Каллиста Заленскаго

XIV. Событія 1730 года. Возобновленіе протестовъ Родышевскаго. Аврамовъ. Варлаамъ.

XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи Сѵнода. Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ

XVI. 1731 годъ. Учрежденіе Кабинета и возобновленіе Тайной Канцеляріи. Пасквиль іеродіакона Іоны на Ѳеофана. Допросы

XVII. Возраженія Родышевскаго на Регламентъ Духовный и на указъ о монашествѣ. Московскій розыскъ

XVIII. 1732 годъ. Отбытіе двора изъ Москвы въ С.-Петербургъ. Тетради о житіи Ѳеофана. Розыскъ переписчиковъ. Подозрѣнія заговора и мятежа. Аресты

XIX. Левъ Юрловъ, Игнатій Смола, Сильвестръ Холмскій и Дашковъ

XX. Изданіе Камня Вѣры. Полемика по поводу этого издаиія

XXI. Подметное письмо съ пасквилемъ на Ѳеофана

XXII. Продолженіе розысковъ по дѣлу подметнаго письма. Новыя подозрѣнія Ѳеофана. Рѣшиловъ. Арестъ и допросы Тверскаго архіепископа Ѳеофилакта Лопатипскаго

XXIII. Продолженіе слѣдствія по дѣлу о житіи Ѳеофана и о подметномъ письмѣ

XXIV. XXV. XXVI. Постановленія объ устроеніи монашества

XXVII. Комедіи при дворѣ цесаревны Елисаветы Петровны. Подозрѣнія Императрицы. Допросы регента Петрова

XXVIII. Взглядъ на предъидущее

XXIX. Церковно-административная и ученая дѣятельность Ѳеофана

XXX. Ѳеофанъ-проповѣдникъ. Характеръ его проповѣди

XXXI. Ученый кругъ его времени. Князь Д. М. Голицынъ. Кантемиръ. Татищевъ. Сношенія ихъ между собою

XXXII. Ѳеофанъ и. Академія Наукъ

XXXIII. Отзывы иностранцевъ о Ѳеофанѣ и нѣкоторыя черты, от носящіяся къ его характеру

XXXIV. Школа

XXXV. Домовое хозяйство

XXXVI. Смерть п погребеніе Ѳеофана

XXXVII. Завѣщаніе Ѳеофана

OCR
И ЕГО ВРЕМЯ. 279 Послѣднее было покрайней мѣрѣ преждевременно. На другой
день, 29-го апрѣля, ѲеоФанъ говорилъ ей во дворцѣ привѣтствер-
ную рѣчь отъ лица духовенства 1). XV. Высочайшій указъ и конференція Сената съ Сѵнодомъ объ устроеніи
Сѵнода. — Судъ надъ воронежскимъ епископомъ Львомъ Юрловымъ. При Петрѣ Великомъ Сѵнодъ состоялъ изъ представителей
какъ монашествующаго, такъ и бѣлаго духовенства. Изъ мона¬
шествующаго духовенства членами Сѵнода были, кромѣ епископовъ,
архимандриты и игумены, готовящіеся на высшія мѣста въ ду¬
ховной іерархіи. Но, по смерти Петра, это высшее духовное учреж¬
деніе мало по малу потеряло -свой первоначальный характеръ. Изъ
сѵнодальнаго присутствія одинъ за другимъ исключены были ар¬
химандриты и игумены и совершенно устранены члены изъ бѣлаго
духовенства. Сѵнодальное присутствіе составляли только четыре,
а иногда даже три, архіерея. Императрица Анна рѣшилась дать
Сѵноду прежнее устройство, какое онъ имѣлъ при Петрѣ І-мъ.
По какому побужденію и по чьему представленію это сдѣлано, не
извѣстно. Можно догадываться однако жъ, что это было не про¬
тивъ желанія ѲеоФана, если не прямо по его представленію. Съ од¬
ной стороны это разомъ прекращало толки о патріаршествѣ;
съ другой — увеличивало силу ѲеоФана въ борьбѣ съ опаснымъ
совмѣстникомъ Дашковымъ, который забралъ въ Сѵнодѣ всю
власть въ свои руки2). 20 мая, 1730 года Императрица дала указъ Сѵноду:—«Всѣмъ
извѣстно, коимъ образомъ блаженныя памяти его императорское *) Къ этому времени относится поданное Императрицѣ Ѳеофаномъ 19-го
апрѣля 1730 г. письмо Объ утѣсненіяхъ въ Австріи исповѣдающихъ греко-рос¬
сійскую вѣру, съ приложеніемъ двухъ писемъ объ этомъ предметѣ князя Кан-
такузина. (Напечатано въ Русск. арх. 1863 г. стр. 299—302). 2) Въ словарѣ м. Евгенія (ч. 2. стр. 319), между неизданными сочиненіями