Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
Образ Мелхиседека в кумранском Мидраше Мелхиседека
проливает свет на загадочные, на первый взгляд, слова му-
сульманского историка Мухаммада аль-Шахрастани (1071—
1153) относительно того, что ересиарх Арий (265—336),
учивший, что Мессия-Христос был ангелом Бога и Избран-
ником сотворенного мира, заимствовал свою доктрину у секты
«пещерных людей»297 (тождественных, как полагают многие,
кумранитам), считавших, что те места Закона и других Писа-
ний, где Бог изображается антропоморфно, относятся не к Не-
му, а к Его Ангелу, стоящему во главе всего сотворенного; эти
сектанты «жили за четыреста лет до него (т. е. Ария. — И. Г.)
и практиковали умеренность и простую жизнь», что как раз
характеризует кумранских «пещерных» общинников. 8. Рефаимы, ессеи и терапевты. Этимология термина «ессеи» в свете кумранских
мистических представлений298 I Согласно воззрениям кумранитов, граница между транс-
цендентным и посюсторонним мирами относительно «про-
зрачна» в обе стороны, т. е. не только ангелоподобные суще-
ства могут спускаться с небес в дольний мир299, но также и
некоторые представители земного мира способны посещать
мир небесный300. В частности, это явствует из нескольких
Благодарственных гимнов (см., например, 1QH23—11:19 ״;
12:27—29; ср. далее Гимн самопрославления и его пространную
редакцию, включенную в собрание Ходайот), автор которых
сообщает последователям о своих небесных «путешествиях»
и о своей твердой уверенности в том, что по окончании свое-
го земного пути он будет стоять с небожителями в вышнем
Совете. Далее, судя по упомянутым фрагментам Благодарст-
венных гимнов и Уставу общины (например, 1Q.S 4:8), кумра-
ниты, по всей вероятности, полагали, что почившие правед-
ники и мудрецы (прежде всего, их собственные отошедшие
в мир иной товарищи) становятся ангелоподобными суще-
ствами. Данное представление, как кажется, выражается и в
следующем фрагменте кумранского Свитка войны (1Q.M
12:1—2): «...Множество святых на небесах, и воинства анге¬ 57