Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
6. Мелхиседек в раввинистической литературе и Таргумах Мелхиседек засвидетельствован несколько раз в раввини-
стической литературе. В Вавилонском Талмуде, трактате Сук-
ка, 52Ъ, в Мюнхенском кодексе Мелхиседек упоминается
вместе с Мессией, сыном Давида, Мессией, сыном Иосифа,
и Илией (интерпретация аллегории «четырех ремесленников
(חרשים)» в Зах. 2:3 67). В других талмудических рукописях
мессианская фигура (Мелхиседек) в данном пассаже обозна-
чается как כהן צדק (буквально «Праведный священник»,
«Священник праведности»)68. В мидраше Шир хаш-Ширим
Рабба, II, 13, 4, Илия, Мессия-Царь, Мелхиседек и Помазан-
ный для войны идентифицируются с «четырьмя ремесленни-
ками» из Зах. 2:3. (Как кажется, это может подразумевать,
что Мелхиседек был взят на небеса (подобно Илие), но вновь
появится на земле в Мессианскую эпоху.) В так называемых
Фрагментарных ТаргумахPVNL, Таргуме Неофити!, Таргуме
Псевдо-Йонатана на Бытие 14:18 и Вавилонском Талмуде, Не-
дарим, 32Ь Мелхиседек идентифицируется с Симом (евр.
Шем), сыном Ноя, который, согласно хронологии Книги Бы-
тия (ср. 11:11 и слл. и 25:7), пережил Авраама на 25 лет69. Та-
ким образом, Мелхиседек рассматривается здесь как праотец
евреев. Согласно Недарим, 32Ь (рабби Захария от имени раб-
би Ишма“эла), Бог первоначально дал священство Симу
(Мелхиседеку); но поскольку тот благословил Авраама
прежде Бога Всевышнего (Быт. 14:19—20), священство было
отнято от его потомков (но не от самого Сима-Мелхиседека)
и передано потомкам Авраама. Пассаж Пс. 110:4 интерпрети-
руется так: «Ты (Авраам. — И. Г.) священник... из-за речи
Мелхиседека». Термин אדני в Пс. 110:1 также истолковывает-
ся в данном талмудическом пассаже как относящийся к Авра-
аму. В Авот рабби Натана А, 34 сказано: «“Вот два помазан-
ных (елеем), стоящие пред Господином всей земли״ (Зах.
4:14). Это Аарон и Мессия, но я не знаю, кто из них более
возлюблен, за исключением того, что сказано: “Поклялся Гос-
подь и не раскается: "Гы священник вовек <по гину Мелхисе-
дека>’ ” (Пс. 110:4). Дано знать (через это), что Мессия-Царь
более возлюблен, чем Праведный священник (70 «(כהן צדק. 16