Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
нии новых вещей (לבראות חדשות), преображении прежних ве-
щей (להפר קימי קדם) и утверждении новых существ (נהיות; сущ-
ностей, вещей, сущего) для вечности (IQ.H18—5:17 ״); в дру-
гом Гимне предвещается, что «снедаемые червями (тела)
мертвых будут подняты из праха», «дабы предстоять» пред
Богом в небесном сообществе и «обновиться (להתחדש) вместе
со всем сущим» (lQHa 19:10—14). В кумранском Храмовом
свитке131 (11Q. Г’) 29:7—10, как представляется, упоминается
эсхатологигеский «День Творения» ([132 (יום הבדיה [= הבריאה.
Во 2 Макк. 7:20—38133 имплицитно выражена идея о творе-
нии Богом новых тел при воскресении. Упомянем также два
новозаветных текста: Мф. 19:28 и 1 Кор. 15: 51—53. В еван-
гельском пассаже мы читаем: «Иисус же сказал им: истинно
говорю вам, что вы, последовавшие за мною, —в пакибытии
(έν τρ παλιγγενεσί·?; “в перерождении”. — И. Г.), когда сядет
Сын человеческий на троне славы своей, сядете и вы на две-
надцати тронах судить двенадцать колен Израилевых».
В1 Кор. 15:51—53 апостол Павел восклицает: «Вот, тайну вам
я говорю: не все мы уснем, но все мы изменимся (άλλαγησό-
μέθα); вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо тру-
ба вострубит, и мертвые восстанут нетленными, а изменимся
(άλλαγησόμεθα); ибо тленному сему надлежит облечься в не-
тление, и смертному сему — облечься в бессмертие (άθανα-
σίαν)». 3. Апокриф Даниила,
или Арамейский апокалипсис
(4Q. 246 = 4Qj>sDanJ) Еще один обнаруженный в Кумране текст, центральная
фигура которого близка по своим характеристикам к образу
Мелхиседека в Мидраше Мелхиседека, — это написанное на
арамейском языке произведение, условно обозначаемое как
Апокриф Даниила (Псевдо-Даниил11), или Арамейский апока-
липсис (4Q_246 = 4QpsDand = 4Q_apocrDan аг). Во фрагменте
текста 1:6—2:9 сохранились следующие слова: ...царь Ассирии [и Е]гипта [...]
и будет великим (רב) на земле [.״ 28