Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
4) Главы 41-48: Небесные видения Ишма"эла. Эти виде-
ния подразделяются на три категории: космологические, эс-
хатологические и психологические. (1) Рабби Ишма"элу
были явлены космические буквы, с помощью которых был
сотворен мир, а также вселенские «противоположности», та-
кие, например, как огонь и вода, баланс между которыми
поддерживается силой Божественных Имен. (2) Рабби Иш-
ма"эл видит Занавесь (Паргод), висящую пред Ликом Бога: на
этой Занавеси представлен весь ход человеческой истории, от
Адама до прихода Мессии в Конце дней. Ишма"элу была яв-
лена Десница Божия, которую Всевышний заложил назад,
позади Трона Славы; в Установленный Срок Он распрямит ее
для освобождения Израиля. (3) Ишма‘׳элу также были явле-
ны: души праведников, которые блаженствуют в Присут-
ствии Бога; души нечестивцев и людей, находящихся в про-
межуточном состоянии между праведностью и нечестием,
пребывающие в Шеоле; души патриархов, ходатайствующих
за Израиль; души звезд; души ангелов, некорректно рецити-
ровавших Кедушшу и посему изгнанных из Божественного
Присутствия и пребывающих в заточении за огненными сте-
нами26·27. т. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
«КНИГИ НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ» В ΧΙΧ-первой четверти XX вв. было принято считать, что
«Книга небесных Дворцов» создана в эпоху Га’онов (VII—
IX вв.) 28. Например, по мнению X. Греца, основные идеи, со-
держащиеся в еврейской мистической литературе, к кругу ко-
торой принадлежит и Сефер Хехалот — «Книга небесных
Дворцов», не могли быть генерированы в талмудическую
эпоху (и, следовательно, являются постталмудигескими);
они возникают лишь в IX в. под влиянием соответствующих
идей ислама 29. В частности, превознесение Еноха мистиками
(ср., например, гл. 3-15), отражают, как полагает X. 1£ец,
благосклонное к нему отношение в исламской традиции, где
он идентифицируется с кораническим праведником Идрисом
(19:57/56-58/57; 21:85-86). 135