Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
В связи с последней интерпретацией отметим, что во
Втор. 33:3 слово דברת, dabbirot (мн. ч.; или в ед. ч.: dabberet29)
употреблено в значении: «слова (речения) »/«слово» Госпо-
да. (Ср. также Иер. 5:13, где термин had-dibber [мн. ч. dibberdt]
употреблен в значении «слово» Господа30; мишнаитское обо-
значение Декалога как 31 עשרת הד(י)ברות «десять слов» призва-
но подчеркнуть Божественное происхождение этих «слов».) Фраза Пс. 110:5а о том, что «Господь» (אדני; традиционная
огласовка здесь: ’Адонаи), — побивающий (нечестивцев-)
язычников и их царей и учиняющий суд над чужеземными
народами (см. Пс. 110:5Ь—7), — пребывает «одесную» «гос-
подина» (אדני), воспеваемого автором Пс. 110 и сидящего
«одесную» יהרה Господа (Пс. 110:1—4), вероятно, позволяла
отдельным читателям соотносить אדני в Пс. 110:5а с Мелхисе-
деком, упоминаемым в конце предшествующего стиха. К рассмотрению возможных истолкований текста Пс. 110
мы еще обратимся ниже, в связи с кумранским сочинением
Мидраш Мелхиседека32; здесь же заметим, что идея первен-
ства Мелхиседека как праведного царя Иерусалима и свя-
щенника Бога получила развитие в трудах Филона Александ-
рийского (ок. 30 г. до н. э. — ок. 40 г. н. э.) и Иосифа Флавия
(37/38 — после 100 г. н. э.). 2. Мелхиседек у Иосифа Флавия В сочинении «Иудейская война», VI, 438, Иосиф Флавий
замечает, что имя Мелхиседек означает «праведный царь»
(βασιλεύς δίκαιος; так же в «Древностях», I, 180); сей муж
действительно был праведен и «в силу этого он первый
(πρώτος) стал священником Бога, первый (πρώτος) построил
святилище (τό Ιερόν), назвал город, прежде именовавшийся
Салимом (Σόλυμα; евр. Шалем. — И. Г.), Иерусалимом». В
«Древностях», 1,180—181 историк также отмечает, что Мел-
хиседек стал священником Бога именно по причине своей
праведности. В дополнение к библейскому рассказу Иосиф
Флавий замечает, что Мелхиседек снабдил в обилии продо-
вольствием армию Авраама и стал восхвалять его и благо-
словлять Бога на пиру. 10