Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
перед Отцом своим за страждущий род человеческий, иску-
пителем и спасителем (σωτήρ) человечества, благодаря связи
с которым дух единственно и удостаивается трансцендентно-
го существования. 4. Мелхиседек во 2 (Славянском) Енохе Во 2 (Славянском) Енохе37 рассказывается о чудесном
рождении Мелхиседека 38. Еще до Потопа он был безгрешно
зачат —судя по контексту, от Бога39 — Софонимой, женой
престарелого Нира, священника, Ноева брата40. Новорожден-
ный Мелхиседек имел печать святительства на груди и был
славен видом; он мог говорить и благословил Господа. Гос-
подь сообщает Ниру в ночном видении, что чудо-ребенок бу-
дет взят Архангелом Михаилом41 в Рай Едема (евр. ‘Эден),
а после Потопа42 тот станет Священником для всех святых
священников, и Он освятит его и утвердит его главой священ-
ников будущего, или вовек43. Господь обратит его «в великий
род, который благословляет» Его44. Пространная версия до-
бавляет, что «будет другой Мелхиседек, глава священников,
правящих над народом и осуществляющих служение Госпо-
ду» 45; в краткой же версии говорится так: «Мелхиседек ста-
нет главой священников, правящих над царственным наро-
дом, служащим тебе, Господи». Иными словами, автор как бы
хочет сказать здесь, что Мехиседек будет в определенном
смысле «возвращающимся» Священником; или же, что он
(его дух, сущность?) будет воплощаться во (всех/некоторых)
послепотопных первосвященниках, включая Первосвящен-
ника Конца дней44. (Эта идея могла возникнуть как своеоб-
разный «мидраш» на Пс. 110:447.) Через сорок дней ребенок
был перенесен в Рай48. 5. Мелхиседек в новозаветном Послании к евреям
и некоторых других раннехристианских источниках. Мелхиседекиане В свете идеи Филона о воплощении Логоса в Мелхиседеке
можно попытаться истолковать зафиксированную в Ин. 8:
56—58 загадочную фразу Иисуса — воплощенного Логоса-Сло¬ 12