Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции

Тантлевский И.Р. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. - СПб, 2007

2007

Содержание

Часть I. Мелхиседек в Кумране: некоторые аспекты иудейской мистико-апокалиптической традиции в эпоху эллинизма

I. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и ранне-христианских источниках

II. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря. Апокалиптические и мессианско-эсхатологические тексты из Кумрана в свете Мидраша Мелхиседека (11 QMelchizedek)

Примечания к Части I

Часть II Метатрон в «Книге небесных Дворцов»

Книга небесных Дворцов (перевод с иврита)

ГЛАВА 1. Рабби Ишма״эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Господь Бог поручает Мещащрону покровительствовать ему

ГЛАВА 2. Ангелы высших чинов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма״эла

ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отроком»

ГЛАВА 4. Метатрон отождествляется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа

ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за того, что поколение Эноша впало в идолопоклонство

ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог объясняет им Свое решение

ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств

ГЛАВА 8. Для Метатрона открываются врата небесных сокровищниц

ГЛАВА 9. Метатрон получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов

ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH — «Имя их Царя

ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты

ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»

ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля

ГЛАВА 14. Небожители вострепетали при виде возложения венца на голову Метатрона

ГЛАВА 15(A). Метатрон преображается в огонь

ГЛАВА 16. Метатрон и ’Ахер

ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты

ГЛАВА 18. Ангельская иерархия

ГЛАВА 19. Рихби’эл, князь «колес»-галгалл1ш

ГЛАВА 20. Хайли'эл, князь тсаййот

ГЛАВА 21. Хаййот

ГЛАВА 22(A). Керуви'эл, князь керувимов

ГЛАВА 23. Ветры Бога

ГЛАВА 24. Колесницы Бога

ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов

ГЛАВА 26. Серафи’эл, князь серафимов

ГЛАВА 27. Радвери’эл, хранитель небесной Книги памятных записей

ГЛАВА 28. Стражи и Святые

ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых

ГЛАВА 30. Небесный Суд

ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие. Истина

ГЛАВА 32. Меч Суда

ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство

ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот

ГЛАВА 35. Ангельские станы

ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке

ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины

ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши

ГЛАВА 39. Священные Имена

ГЛАВА 40. Кедушша

ГЛАВА 41. Вселенские буквы

ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен

ГЛАВА 43. Души праведников

ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием. Души патриархов

ГЛАВА 45. Небесная Занавесь

ГЛАВА 46. Духи звезд

ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов

ГЛАВА 48(A). Десница Вездесущего

Примечания к переводу «Книги небесных Дворцов»

Приложение к «Книге небесных ДворцоВ»

Транскрипции ряда знаков еврейского алфавита, употребляемые в данном издании. Система обозначений кумранских рукописей. Использование скобок в переводах

Список цитируемой литературы

Список иллюстраций

OCR
Книги пророка Исайи. В Откровении патриарху дано было ли-
цезреть семь небес, землю, Сад Едемский и весь ход мировой
истории от Адама до пришествия Мессии (гл. 19—29) 114. В книге 3 (Грегеского) Баруха 5״, апокалиптическом произ-
ведении, иудейском в основе, но прошедшем христианскую
редакцию 6״, рассказывается о том, как писец и сподвижник
пророка Иеремии Барух сокрушался по поводу разрушения
Иерусалима, покуда посланный Господом ангел не провел его
через пять небес и не открыл ему тайны мира сего. Здесь же отметим, что в Вознесении (или Видении) Исайи
(гл. 6—11), произведении по содержанию христианском с эле-
ментами раннего гностицизма 7״, этот пророк, ведомый анге-
лом, проходит через семь небес к Трону Бога, где он получает
Откровение Истины. На каждом небе, за исключением шее-
того, Исайя видит трон с восседающим на нем Ангелом118
(см., например, 7:18-20) и ангелов, стоящих справа и слева
от трона. 4. Талмудические тексты В Талмуде содержатся намеки на существование в иуда-
изме эзотерической традиции двух направлений — Ма'асе
Вере’шит (Деяния [Описание] Творения) и Ма'асе Меркава
(Деяния [Описание] Колесницы). Согласно мишнаитскому
трактату Каша, II, 1, публичное обсуждение данных проблем
запрещено: «Ма'асе Бере’шит нельзя толковать в присутст-
вии двух или более людей, а (Ма'абе) Меркава даже в присут-
ствии одного человека, если это не ученый, который разумеет
о своем познании». Те, кто игнорируют эти предписания, де-
лают это на свою погибель. (Ср. также: Мишна, Мегилла, IV,
10.) В Вавилонском Талмуде, Санхедрин, 80Ь рассказывается
о некоем галилеянине, который объявил, что он будет пуб-
лично рассуждать о Меркаве\ однако он был ужален осой
и умер. Иерусалимский Талмуд, %агига, 77а упоминает о моло-
дом ученом, рано углубившимся в изучение Ма'асе Меркава
и заболевшим проказой. Еще один ученый попытался постиг-
нуть и ощутить щшмал, но был сожжен огнем (Вавилонский
Талмуд, Хагига, 13а). Согласно Вавилонскому Талмуду, Менахот, 29Ь, Моисей
взошел на небеса и увидел, как Бог повязывает венцы(-тюр- 152