206 О К. И. Побѣдоносцевѣ и его первомъ отчетѣ. многіе, какъ Менсурій, Цеииліанъ, стали епископами, т. е. очутились „на стрвг
жѣ“ у дверей двора овчаго. Такимъ обравомъ стражъ, стоявшій у воротъ и оъ
самыхъ первенствующихъ дней удерживавшій входъ рукою крѣпкою, чтобы не
вторгся въ него „хищный звѣрь",—замѣненъ теперь другимъ, взятымъ пзъ
„среды" тѣхъ, которые внесли смуту между братьями. Ибо сказано, что „тайна
беззаконія совершится, когда будетъ взятъ отъ среды удерживающій" дверь
(2 Ѳессал. 2 гл., 7 ст.). Звѣрь, который удерживалъ бы отъ вторженія столь¬
ко, времени мощною рукою и мудростію пасущаго, почуялъ, что его время при¬
шло и что удерживающій теперь входную дверь во дворъ овчій есть „изъ сре¬
ды" людей, ему отнюдь не противныхъ. Онъ легонько, съ вѣжливостію благо¬
роднаго человѣка, дотронулся до двери и та гостепріимно отворилась... Въ нее
вошелъ „онъ"... О К. П. Побѣдоносцевѣ и его первомъ отчетѣ. Обнародованія обычныхъ извлеченій изъ годичнаго отчета г. оберъ-прокуро¬
ра св. синода говорить «(С.»), Мы ожидали, что К. II. Побѣдо¬
носцевъ, бывшій извѣстнымъ ученымъ прежде, чѣмъ сдѣлался государст¬
веннымъ дѣятелемъ, сочтетъ нужнымъ сколько-нибудь проявить свой взглядъ
на положеніе старообрядческаго вопроса. Къ сожалѣнію, ожиданіе наше не сбылось и въ вышедшихъ доселѣ час¬
тяхъ отчета, печатаемыхъ въ «Прав. Вѣстникѣ», инкакого взгляда на положеніе
старообрядческаго вопроса не высказывается. Правда, это отчетъ за 1879 годъ,
когда К. II. Побѣдоносцевъ еще не управлялъ дѣлами духовнаго вѣдомства. Но
вѣдь самый отчетъ все-таки составлялся при немъ и естественно было надѣять¬
ся, что хоть въ нѣсколькихъ строкахъ проявятся «новыя вѣянія» и въ отноше¬
ніи къ этой, исполненной долгихъ страданій области народнаго быта. Не оказалось иичего, какъ будто въ этой сферѣ даже и «вопроса» вовсе
не существуетъ, какъ будто рѣшено, что все пойдетъ по старому. Отношеніе во-
ваго отчета къ старообрядчеству ограничивается исчисленіемъ мѣръ, принимае¬
мыхъ по отдѣльнымъ епархіямъ «для ослабленія раскола», причемъ удостовѣря¬
ются внушенія преосвященныхъ, чтобы «дѣйствія пастырей проникнуты были ду¬
хомъ кротости н любви и были чужды всякихъ мѣръ принудительныхъ». А къ намъ безпрестанно поступали свѣдѣнія, что пастыри вовсе не огра¬
ничиваются дѣйствіями кротости н любви, нокызмваютъ мѣры совсѣмъ проти¬
воположнаго свойства. Въ послѣдніе мѣсяцы мы нарочно откладывало подобныя
извѣстія, ожидая, что вотъ скоро появится новый отчетъ по духовиому вѣдом¬
ству и въ пень К. П. Побѣдоносцевъ выскажетъ благую мысль о терпимости,
подаетъ какую-либо надежду, что духъ умиротворенія, мысль о преобразованія