Старообрядцы

Старообрядцы. -1909. -№3,4

1909

Содержание

Отдел религиозно-философский и нравоучительный

Отдел полемический

Отдел исторический

Отдел религиозно-бытовой

Жизнь старообрядчества:

OCR
180 Вѣротерпимость магометанская и никоніанская. игуменъ Гурій и Варсонофій ям&нгкіе чудотворцы *) и св. Максимъ Грекъ **).
Представители правительственной церкви, не взирая на цѣлый сонмъ угодни¬
ковъ Божіихъ засвидѣтельствовавшихъ авторитетъ двоеперстія споили безъ
смертными словами; въ теченіи слившимъ двухъ вѣковъ принимали всевоз¬
можныя мѣры, мѣры варварскія, чтобы вырвать у послѣдователей Христа,
Его печать. Но напрасно!,. Преслѣдовали и поносили это св. преданіе—двоеперстіе, безъ раз-
судяо!.. Св. Афанасіб Александрійскій говоритъ: «Если остина вначалѣ, неви¬
димому и утѣснена, то впослѣдствіи признаютъ се и сами гонители.» ***)
Е признали!.. Въ «Богословскомъ Вѣстникѣ», читаемъ слѣдующее: «Должно распола¬
гать персты въ знаненованіяхъ такимъ образомъ, чтобы ими означались два
естества во Христѣ и три лица, (св. Троицы) какъ показалъ Христосъ, ког¬
да восяосясь иа небо, благословилъ учениковъ подпятыми руками.» ****
Далѣе: «Какъ доказалъ Христовъ, когда, возеосяеь на небо, благословилъ
учениковъ», очевидно значатъ: какъ (какими перстами) благословляющимъ
изображается Христосъ на иконахъ.» *****) т. е. двоеперстяо!... Яево видно, что правительственная церковь хотя и презирала двое¬
перстіе, презирала безчеловѣчно, проклинала п всячески поносила это св.
преданіе!.. Но въ концѣ концовъ сознала свой не справедливый поступокъ,
хотя не всецѣло, но признала за двоеперстіемъ авторитетъ древности... Но
мы скажемъ: признаетъ а всецѣло!!).., Такъ, какъ св. отцы постановили: «Иже кто незнаш'нается двоена
перста, якоже и Христосъ да есть проклятъ!.. *****•*). И. Шурашевъ. вѣротерпимость магометанская и никоніанская. Читая исторію всевозможныхъ пытокъ, притѣсненій и угнетеній со сто¬
роны пастырей господствующей церкви, производимые въ двухъ съ полови¬
ною вѣковой періодъ надъ лицами расходившихся съ ними въ нѣкоторыхъ *) Протопопъ Аввакумъ проф. Бородина стр. 185, изд. 1900 г. **) Стоглавый соборъ (1551 года) опытъ изложенія его внутренней исторіи,
проф. Лебедева, стр. 18, Моск. 1882 г. ***) Твор. св. Афакасія Александр. ч. II, стр. 145. ***) «Богосл. Вѣстникъ* 1892 г. апрѣля мѣс., стр. 44. **•*) Тоже же стр. 46. "****) Стоглавъ гл. 31, изд. Кожанчикова.