Старообрядцы

Старообрядцы. -1909. -№3,4

1909

Содержание

Отдел религиозно-философский и нравоучительный

Отдел полемический

Отдел исторический

Отдел религиозно-бытовой

Жизнь старообрядчества:

OCR
молодости нагрѣшу, а въ старости покаюсь. Танъ думаютъ и даже иногда говорятъ многіе молодые люди. Но это
самый вредный, самый душепагубный самообманъ. Даже болѣе: это— мысль,
всѣваемая діаволомъ; это- -его аркань, которымъ онъ уловляетъ и таскаетъ
за собой всѣхъ слушающихъ этого его коварнаго внушенія. Сколько та¬
кимъ образомъ, погибло душъ христіанскихъ, исчислить невозможно. Наблюденія надъ жизнію доказываютъ, что рѣдко бываетъ, чтобы въ
старости человѣнъ измѣнилъ свою жизнь къ лучшему. Обыкновенно же,
если смолоду* человѣкъ привыкъ грѣшить, если его поработила какая либо
страсть, то онъ и до старости остается ей вѣренъ, до самой смерти раб¬
ствуетъ грѣху. Кто смолоду привыкъ пьянствовать, или курить табакъ, или
сквернословить, тотъ и встарости это же дѣлаетъ. Каждому изъ насъ при¬
ходилось видѣть сѣдовласыхъ старцевъ и пьянствующихъ, и курящихъ та¬
бакъ. и сквернословящихъ, и иная неподобная творящихъ. Замѣчено даже,
что дурныя привычки и грѣховныя страсти нъ старости не только не осла¬
бѣваютъ. но еще болѣе усиливаются и укореняются. Кто въ молодости
усвоилъ скупость и жадность къ наживѣ, тотъ въ старости будетъ еще
снупѣе и жаднѣе. Кто въ молодости привыкъ быть расточительнымъ, мо¬
томъ. тотъ въ старости будетъ еще расточительнѣе. Кто смолоду былъ
злымъ, сварливымъ, ѳбидчиномъ, жестокосердымъ самолюбцемъ, тотъ и въ
старости будетъ такимъ же только еще въ большей степени. Даже тѣ грѣ¬
хи и страсти, которые въ старости человѣкъ не въ силахъ творить, не
оставляютъ его. если онъ былъ порабощенъ ими смолоду: если не можетъ
ихъ творить дѣломъ, то старается удовлетворить свои влеченія и страсти
умомъ мыслями. Говорящіе, что въ молодыхъ годахъ нагрѣшу, а въ старости покаюсь,
не иное что дѣлаютъ, какъ собираются принести Богу Каинову жертву,
которую Богъ не принялъ потому, что она была принесена изъ худшихъ
плодовъ и. значитъ, безъ надлежащаго усердія. Такъ и въ данномъ случаѣ.
Молодые годы, лучшую часть жизни намѣреваются употребить на службу
діаволу, а старые годы, худшую часть жизни—готовятся отдать Богу. При
метъ ли Богъ такую жертву? Допуститъ ли дожить до старости? Не боль¬
шая ли часть рода человѣческаго умираетъ, не достигнувъ преклонныхъ