Старообрядцы

Старообрядцы. -1909. -№1,2

1909

Содержание

Отдѣлъ религиозно-философский и нравоучительный

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ исторический

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Жизнь старообрядчества

OCR
96 по поводу слуховъ ухода суеалвва. діаконы, прислуживающіе архіерею, обыкновенно спѣшатъ и почему
то торопятся поскорѣе облачить его, у старообрядцевъ, каждая архіе¬
рейская одежда надѣвается неспѣшно и благоговѣйно, каждое возло¬
женіе ея сопровождается діаконскимъ возгласомъ: „Господу помолим-
ся", а соотвѣтствующіе стихи не читаются, а стройно и согласно по¬
ются пѣвчими вслухъ всей церкви. Когда обрядъ облаченія былъ оконченъ, архіепископъ осѣнилъ
дву—и трисвѣшіемъ свою паству, преклонившуюся предъ нимъ до
земли, діаконы трижды провозгласили: „Архіереи, священницы и діа¬
коны изыдите”, пѣвчіе повторили за ними: „изыдите!”, и на каѳедру
взошли къ архіепископу два архіерея, смоленскій и казанскій, въ со¬
провожденіи прочаго духовенства, пребывавшаго въ алтарѣ. Вскорѣ
началось чтеніе часовъ и здѣсь мнѣ пришлось опять быть пріятно
удивленнымъ той разницы, которая, какъ въ этомъ мѣстѣ, какъ и во
многихъ послѣдующихъ моментахъ настоящаго Богослуженія, оказа¬
лось въ пользу стараго, а не новаго обряда. Часы читались на два
клироса, поперемѣнно двумя чтецами, причемъ на каждаго чтеца при¬
ходилось, если не ошибаюсь, по часу, и, такимъ образомъ, они не
утомлялись и не нарушали тѣмъ стройности чтенія. Само чтеніе не
было оттого монотоннымъ и однообразнымъ, по своей манерѣ оно въ
общемъ значительно отличалось отъ такого же новообрядческаго, бу¬
дучи неторопливымъ, но въ то же время и не растянутымъ; оно бы¬
ло дробнымъ и какимъ то четкимъ. Почти каждое слово разборчиво
доносилось съ клиросовъ. Главное, заслуживало безусловнаго внима
нія и похвалы то, что старообрядцы-чтецы не торопились, не прев¬
ращали чтенія (хотя бы и часовъ) въ сплошное, безсмысленное бор¬
мотанье, которое было бы понятно лишь имъ однимъ. Такого чтенія
часовъ я еще не слышалъ ни разу, ни въ одномъ синодальномъ хра¬
мѣ, хотя и побывалъ въ нихъ на своемъ, правда, не пожиломъ еще
вѣкѣ во многихъ. Ниноньянинѵ {Продолженіе слѣдуетъ). По поводу газетныхъ слуховъ объ уклоненіи Ев. Сусалева въ
католичество. Въ .Русскомъ Словѣ" напечатано, что .старообрядческій свя¬
щенникъ Евстафій Сусалевъ, присоединившійся къ католической церк¬