ПРОИСХОЖДЕНІЕ РВПНДЪ. 62 происхожденіе рипидъ. Прежде чѣмъ опишу старинныя рилиды, хранящіяся въ разницѣ Нов¬
городскаго Софійскаго собора, не лишнимъ считаю сказать нѣсколько
словъ о рипидахъ вообще. Рипиды, или опахала (вѣеры съ длинной палкой) во всѣ времена
на Востокѣ находились во всеобщемъ употребленіи какъ для прохлажденія
отъ сильныхъ жаровъ, такъ и для отогнанія докучливыхъ летающихъ на¬
сѣкомыхъ, которыя въ жаркихъ климатахъ находятся во множествѣ. Во время христіанскаго богослуженія на Востокѣ такія опахала или,
какъ греки называли, рипиды первоначально употреблялись для отогнанія
насѣкомыхъ отъ Св. даровъ при совершеніи таинства. Обвѣваніе даровъ
рипидами обыкновенно возлагалось на діаконовъ. Потомъ, когда христіанскіе обряды перешли на Сѣверъ, то и здѣсь
по примѣру церквей Восточныхъ, рипиды стали употреблять при архіерей¬
ской службѣ, хотя на Сѣверѣ въ нихъ и не было существенной надоб¬
ности, какъ на Востокѣ. Впослѣдствіи, когда всѣмъ принадлежностямъ церковнымъ толкова¬
тели стали приписывать значенія символическія, рипиды получили значе¬
ніе Херувимовъ, невидимо при сутствующихъ лрисовершеніи таинствъ, какъ
предъ престоломъ Всевышняго. На этомъ основаніи впослѣдствіи стали
на рипидахъ изображать шестокрылатыхъ Херувимовъ. *) Первоначально рипиды дѣлались или изъ красивыхъ и большихъ
перьевъ (павлинныхъ и друг.), или изъ полотна и другихъ различныхъ
тканей и пергамена, и расписывались разными красками и золотомъ въ
послѣдствіи, преимущественно на Сѣверѣ, гдѣ рипиды не имѣли того
назначенія, какъ на Востокѣ' а служили только украшеніемъ при торже¬
ствахъ богослужебныхъ, ихъ стали дѣлать изъ разныхъ металловъ и даже
дерева, покрывавшагося золотомъ. Формы рипидъ были различны, и разнообразны. Рисунокъ 1-й
изображаетъ одну изъ древнихъ рипидъ, находящихся въ Софійскомъ
еоборѣ. Нѣкоторые изъ писавшихъ о Новгородскихъ древностяхъ, ос¬
новываясь на преданіяхъ, относятъ ихъ къ ХІІ-му вѣку **). Но
судя по рисунку, ихъ можно отнести одну къ XIV, а другую къ XVI вѣ- *) Херувимовъ стали изображать на рипидахъ кажется только съ съ XVI.
•іка,—по крайней мѣрѣ инѣ не случалось нигдѣ видѣть раньше этого времена **) Описаніе Новг. Софійскаго собора Соловьева. Стр. 184, 1868 г.