Старообрядцы

Старообрядцы. -1909. -№1,2

1909

Содержание

Отдѣлъ религиозно-философский и нравоучительный

Отдѣлъ полемическій

Отдѣлъ исторический

Отдѣлъ религіозно-бытовой

Жизнь старообрядчества

OCR
„Кормчар" современныхъ бѣглопоповцевъ. Наша братія по вѣрѣ, вслѣдствіе кдеветъ миееіовс|ювъ, иепрннявшая свя¬
щенства отъ м. Амвросія, благодаря безначалію, пришла въ еаное плачевное
положеніе, особенно въ отношеніи нравственнаго уровня своихъ священниковъ,
пронимаемыхъ отъ господствующей церкви. Но въ послѣднее десятилѣтіе и въ
нхъ средѣ заработала мысль. Стали собираться т. наз. „соборы11, которые вы¬
рабатывали цѣлые кодексы различныхъ правилъ, постановленій и рѣшеній для,
устраненія ненормальностей въ общественно-религіозной жизни. На всѣхъ этпхъ
„соборахъ11 самое больное мѣсто было—жизнь „поповъ11, никуда негодная и не¬
терпимая въ старообрядчествѣ. Конечно, никакими правилами нельзя устранить
извѣстнаго явленія, разъ оно находитъ почву и пищу въ создавшемся общемъ
положеніи. Точно также и здѣсь: писались „правила14 н „рѣшенія44, а между
тѣмъ все оставалось по старому, гакъ какъ не было п нѣтъ авторитетной вла¬
сти, іерархіи, нѣтъ надзора и контроля, и поэтому все смотритъ врознь.. Мы
помѣшаемъ здѣсь для образца интересныя постановленія бѣглопоновекаго собо¬
ра 1902 года Декабря 2 въ г, Вольскѣ Саратовской губерніи, центрѣ поволж¬
скаго бѣглопоповства, не бывшія нигдѣ въ печати; помѣщаемъ безъ всякихъ ком¬
ментаріевъ, такъ какъ, читая ихъ и одновременно смотря на состояніе церковной
жизни этихъ нашихъ братьевъ по вѣрѣ, всякій самъ легко опредѣлитъ, что все
это^-мертвыя „правила44, что вся ихъ жизнь идетъ мимо нихъ, и что они вс
помогутъ себѣ, не улучшатъ дѣла нисколько, составляя такія оригинальныя
„кормчія44, цока не сознаютъ своего основного недостатка, отсутствія іерар¬
хіи; не выйдутъ изъ этого печальнаго положенія, не возьмутся за настоящую
„кормчую44! Что васъ, братья, раздѣляетъ съ нами? Что васъ заставляетъ изъ
за этого терпѣть такую духовную нищету и жалкое убожество, которыя но
всей неприглядности вырисовываются въ вашихъ постановленіяхъ? Неужели у
васъ не нашлось человѣка, который хотя бы ваши соборныя „опредѣленія,
изложилъ грамотно? II людямъ, ие могущимъ связать фразу и грамотно напи¬
сать и одну строчку, приводящимъ въ обвиненіе пашей іерархіи такіе „доводы44,
(см. вопросъ 19) которыхъ нынѣ и самые плохіе миссіонеры стыдятся и ко¬
торые опровергать просто стыдно, до того они слабы, а вы слѣпо довѣряетесь.
До какого печальнаго положенія вы дожили!..,