ПрАВОТА строобрядчвств*. 49 ПРАВОТА СТАРООБРЯДЧЕСТВА. Слишкомъ двѣсти лѣтъ длится на Руси борьба правителі.ствбішаго гос¬
подствующаго исповѣданія съ порабощеннымъ, угнетаемымъ старообрядчествомъ
и несмотря на всевозможныя со стороны правительства мѣропріятія, начиная
съ гоненія средневѣковаго характера, борьба эта для прявнтелнственноА церкви
но имѣла до сихъ поръ никакого успѣха. Колоссальное, но истинѣ, явленіе духовно-нравственнаго движенія русскаго
народа, какъ это теперь дознано и нѣкоторыми духовными н свѣтскими писа¬
телями господствующаго исповѣданія, составляетъ весьма сложный результатъ
разнородныхъ причинъ іі слѣдствій, вытекавшихъ не только изъ прошлой исто¬
ріи церкви, но даже въ большей мѣрѣ, изъ исторіи развитія государственной
народной жизни послѣднихъ двухъ столѣтій. Недовольные церковными реформами, деспотически вводившимися на за¬
катѣ семнадцатаго столѣтія въ русскую церковь, носители старины русской,
проще сказать, старообрядцы, защищая древнее православіе, неразрывно съ нимъ
связанные чины, преданья и уставы, отдѣлились отъ высшей церковной іерар¬
хіи н открыли брань съ і’осподствующею церковью и защитниками реформъ,
созидавшимися по новымъ греческимъ и южнорусскимъ образцамъ. - Почти съ самаго момента введенія такихъ реформъ рѣзко обнаружился
на одной сторонѣ крѣпкій, сплоченный союзъ защитниковъ и поклонниковъ
старины, на другой—градскія казни „мятежниковъ*. И съ тѣхъ поръ правитель¬
ство вплоть до 17" апрѣля 1905’ года неуклонно, съ большей или меньшей стро¬
гостью и послѣдовательностью предпринимало рядъ репрессивныхъ мѣръ по
отношенію къ старообрядчеству. Такія мѣры, предпринимаемыя правительствомъ, бывали, конечно, разно¬
образныя, сообразно отношенію къ существу дѣло, того или другагу лица и
взглядамъ, нерѣдко основаннымъ на свѣдѣніяхъ, почерпнутыхъ изъ вторыхъ и
третьихъ рукъ, бывавшихъ зачастую даже далекими отъ истины. Понятно, ошибки возможны вездѣ и всюду, тѣмъ болѣе по вопросу, окре¬
щенному позорнымъ именемъ „расколъ*, который, какъ извѣстно, въ силу поли¬
цейскаго благонравія и благочинія былъ отнесенъ къ числу секретныхъ. Защитники реформъ его прятали позорную метрику Лея переписка о немъ, всѣ
иредііисанія, свѣдѣнія, циркуляры, наставленія, объясненія и проч. относились
къ числу „конфндеціалыіыхъ*. Если нѣкоторые вопросы о старообрядчествѣ, сущности ученія ого раз¬
личныхъ отдѣленій, оттѣнковъ н проч.—Исторіи возникновенія того нлн друго¬
го согласія—всѣ такіе вопросы отчасти и разобраны по преимуществу духов¬
ной литературой, то нельзя сказать, что они разобраны безпристрастно. Говори¬
лось въ ннхь часто то, чего старообрядцы не то что сдѣлали, но н дѣлать нс
думали; писалось „много и такого, что даже и не снилось древнимъ мудре¬
цамъ*. Много разныхъ „оказій* о старообрядчествѣ выдавалось за дѣйстви¬
тельность н гт. миссіонерами аа публичныхъ собесѣдованіяхъ со старообрядца¬
ми. Иногда и здѣсь ихъ травили, какъ звѣрей, представляли, к&къ ну садовъ.
Было мыого ими всего пережито, перечувствовано, и въ перспективѣ не много,
видно, утѣшительнаго.