Сочинения древних христианских апологетов

В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского

Преображенский Петр Алексеевич

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

1895

OCR
ОБЪ АѲИНАГОРЪ И ЕГО СОЧИНЕНІЯХЪ.
Въ надписаніи къ апологіи, принадлежащемъ по мнѣ­
нію ученыхъ, самому Аѳинагору, онъ называетъ себя аѳиня­
ниномъ, философомъ христіанскимъ. Дальнѣйшихъ подробно­
стей жизни этого апологета исторія не сохранила намъ. Два
только писателя говорятъ объ Аѳинагорѣ: святой Меѳодій
и Филиппъ Сядетъ. Первый приводитъ одно мѣсто изъ апо­
логіи Аѳинагора '); другой сказалъ только нѣсколько словъ,
и то подлежащихъ большому сомнѣнію; Евсевій и Іеронимъ
хранятъ глубокое молчаніе объ атомъ писателѣ *). Ботъ что
говоритъ Сядетъ: «Начальникомъ александрійской школы
былъ Аѳинагоръ. Онъ жилъ во времена Адріана и Анто­
нина, и представилъ имъ свою апологію въ защиту христі­
анъ. Онъ исповѣдывалъ христіанскую вѣру уже и въ то
время, когда ходилъ еще въ тогѣ философа, и былъ началь­
никомъ въ школѣ академиковъ. Намѣреваясь писать противъ
христіанства, для вѣрнѣйшаго достиженія своей цѣли пр и­
ступилъ къ чтенію свящ. книгъ, и плѣненный благодатію
Св. Духа, подобно великому Павлу, сдѣлался проповѣдни­
комъ того самаго ученія, противъ котораго возставалъ. Уче­
никомъ его былъ Климентъ александрійскій, у котораго обу­
чался Пантеръ». (См. Hodvel. Dissert. in Irenaeum, ad calcem).
Но и это почти единственное свидѣтельство много оспари­
ваютъ, потому что оно въ частныхъ своихъ показаніяхъ
прямо расходится съ свидѣтельствомъ церковнаго историка
') Апол. гл. 24. См. у Еии®. Haer XLIV, 21, и Фотія Bibi. Cod.234.
2)
Нѣкоторые (Вареній, ad. d . 18 іап., Тиллелонъ, п др.) принимаютъ Аѳи­
нагора за одно лицо съ мученикомъ Автогеновъ, который, по свидѣтельству св.
Василія Великаго (о Св. Духѣ. гл. 29), сложилъ хвалебную пѣснь въ честь третьей
ѵпостаси Св. Троицы, и предалъ ее ученикамъ своимъ, когда осужденъ былъ на
с о тке те. Такое сближеніе основывается лить на нѣкоторомъ созвучіи двухъ плевъ—
Аѳинагора и Аѳиногена, и на предполагаемой только ошибкѣ, допущенной перепис­
чиками твореній Аѳиногена. Этотъ мученикъ пострадалъ въ Севастіп въ Арменіи,
вмѣстѣ съ другими, въ царствованіе Діожлитіаиа.
сочиненія древнихъ хриот.
апологетовъ.
4