шествующихъ поэтовъ (31— 41). В ъ заключеніи (42) онъ объ
ясняется о самомъ себѣ, своей родинѣ, прежнемъ образѣ мы
слей и о сознательномъ принятіи новаго у ченія, которому онъ
ненамѣренъ измѣнить.
Апологія Татіана была въ великомъ уваженіи въ древнія
времена христіанства, несмотря на то, что онъ помрачилъ
славу своего имени заблужденіями, въ которыя впалъ въ позд
нѣйшій періодъ своей жизни. Ею пользовались какъ образ
цомъ, изъ нея приводили отрывки въ своихъ сочиненіяхъ
Аѳинагоръ, К л иментъ александрійскій, Тертулліанъ, Ев севій
и друг. В ъ ней писатель является христіаниномъ, свобод
нымъ отъ чисто гностическихъ мнѣній; но вмѣстѣ человѣкомъ
весьма образованнымъ, хорошо знакомымъ со всѣми отр асля
ми греческой литературы, въ которомъ съ обширною учено
стію соединяется остроуміе и способность мѣтко вы ставить
слабыя стороны языческой жизни. К ъ сожалѣнію, подъ влі
яніемъ впечатлѣній, вынесенныхъ имъ изъ глубоко развра
щенной среды современнаго ему общества и пр едставителей
его интересовъ и стремленій, Татіанъ не умѣлъ сохранитъ
спокойное безпристрастіе и строгое уваженіе къ истинѣ. Спра
ведливо нападая оружіемъ порицанія и насмѣшки на языче
ское многобожіе, публичныя игры и зрѣлища, пустоту фило
софіи того времени, особенно въ лицѣ циниковъ, и пр., онъ
безпощадно относится ко всему прошлому греческаго народа,
не признаетъ за нимъ никакихъ заслугъ, оспариваетъ славу
благороднѣйшихъ людей древности (напримѣръ, Платона), ко
торымъ платили дань уваженія другіе апологеты христіанства,
особенно учитель Татіана св. Іустинъ.
10
ТАТІАНА РЪЧЬ ПРОТИВЪ эллиновъ.
_
_
_
_
_
ТАТІАНА РЪЧЬ ПРОТИВЪ ЭЛЛИНОВЪ.
1.
Не будьте, эллины, враждебно расположены къ вар
варамъ *) и не питайте ненависти къ ихъ ученіямъ. Ибо,
какое изъ вашихъ учрежденій получило начало не отъ вар
варовъ? 2) Славнѣйшіе и зъ телмиссянъ 3) изобрѣли искус-
1)
Подъ варварами разумѣются вдѣсь всѣ племена и народы, не принадлежа
щіе къ образованной греческой націи, — к а къ народы восточные вообще (персы,
египтяне и пр.), такъ въ особенности евреи виѣстѣ съ христіанами.
а) Подобное см. у Климента александр. (Strom. t . с . 16 .), у Ѳеодорита (decur
and. affect. lib . 1) и Григ. Назіанв. (Orat. 3).
3)
Жители Телиисса, города нарвскаго, въ 60 стадіяхъ отъ Галикарнасса,
были знаиениты своими предсказаніями.