Сочинения древних христианских апологетов

В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского

Преображенский Петр Алексеевич

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

1895

OCR
шествующихъ поэтовъ (31— 41). В ъ заключеніи (42) онъ объ­
ясняется о самомъ себѣ, своей родинѣ, прежнемъ образѣ мы­
слей и о сознательномъ принятіи новаго у ченія, которому онъ
ненамѣренъ измѣнить.
Апологія Татіана была въ великомъ уваженіи въ древнія
времена христіанства, несмотря на то, что онъ помрачилъ
славу своего имени заблужденіями, въ которыя впалъ въ позд­
нѣйшій періодъ своей жизни. Ею пользовались какъ образ­
цомъ, изъ нея приводили отрывки въ своихъ сочиненіяхъ
Аѳинагоръ, К л иментъ александрійскій, Тертулліанъ, Ев севій
и друг. В ъ ней писатель является христіаниномъ, свобод­
нымъ отъ чисто гностическихъ мнѣній; но вмѣстѣ человѣкомъ
весьма образованнымъ, хорошо знакомымъ со всѣми отр асля­
ми греческой литературы, въ которомъ съ обширною учено­
стію соединяется остроуміе и способность мѣтко вы ставить
слабыя стороны языческой жизни. К ъ сожалѣнію, подъ влі­
яніемъ впечатлѣній, вынесенныхъ имъ изъ глубоко развра­
щенной среды современнаго ему общества и пр едставителей
его интересовъ и стремленій, Татіанъ не умѣлъ сохранитъ
спокойное безпристрастіе и строгое уваженіе къ истинѣ. Спра­
ведливо нападая оружіемъ порицанія и насмѣшки на языче­
ское многобожіе, публичныя игры и зрѣлища, пустоту фило­
софіи того времени, особенно въ лицѣ циниковъ, и пр., онъ
безпощадно относится ко всему прошлому греческаго народа,
не признаетъ за нимъ никакихъ заслугъ, оспариваетъ славу
благороднѣйшихъ людей древности (напримѣръ, Платона), ко­
торымъ платили дань уваженія другіе апологеты христіанства,
особенно учитель Татіана св. Іустинъ.
10
ТАТІАНА РЪЧЬ ПРОТИВЪ эллиновъ.
_
_
_
_
_
ТАТІАНА РЪЧЬ ПРОТИВЪ ЭЛЛИНОВЪ.
1.
Не будьте, эллины, враждебно расположены къ вар­
варамъ *) и не питайте ненависти къ ихъ ученіямъ. Ибо,
какое изъ вашихъ учрежденій получило начало не отъ вар­
варовъ? 2) Славнѣйшіе и зъ телмиссянъ 3) изобрѣли искус-
1)
Подъ варварами разумѣются вдѣсь всѣ племена и народы, не принадлежа­
щіе къ образованной греческой націи, — к а къ народы восточные вообще (персы,
египтяне и пр.), такъ въ особенности евреи виѣстѣ съ христіанами.
а) Подобное см. у Климента александр. (Strom. t . с . 16 .), у Ѳеодорита (decur
and. affect. lib . 1) и Григ. Назіанв. (Orat. 3).
3)
Жители Телиисса, города нарвскаго, въ 60 стадіяхъ отъ Галикарнасса,
были знаиениты своими предсказаніями.