Сочинения древних христианских апологетов

В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского

Преображенский Петр Алексеевич

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

1895

OCR
томъ» (1 Кор. т , 19), авторъ отправляется отъ положенія,
что языческая философія обязана своимъ происхожденіемъ
падшимъ духамъ, и з а т ѣ ю доказываетъ исторіей философ­
скихъ системъ безплодность ихъ попытокъ рѣшить важнѣй­
ш іе вопросы человѣческаго духа, сопоставляя другъ другу
глайнѣйшихъ представителей древней философіи съ ихъ про­
тиворѣчивыми мнѣніями о душѣ человѣческой, о видимомъ
мірѣ и о Богѣ.
Сочиненіе Ермія было издано въ первый разъ Раф. Бой­
леромъ, съ его латинскимъ переводомъ, въ Базелѣ (1553 г.).
Англичанинъ Бортъ издалъ его въ исправнѣйшемъ видѣ, съ
своими примѣчаніями, к ъ Оксфордѣ (1700). Затѣ мъ Марано-
во изданіе Іустина, въ которомъ помѣщено и сочиненіе Ер­
мія, перепечатано въ Υ1 томѣ греч. Патрологіи абб. М иня.
196
ЕРМ ІЯ ФИЛОСОФА ОСМѢЯНІЕ ЯЗЫЧЕСКИХЪ ФИЛОСОФОВЪ.
_________
ЕРІІЯ ФИЛОСОФА О СІМ Н ІЕ ЯЗЫЧЕСЕИХЪ ФИЛОСОФОВЪ.
1.
Блаженный апостолъ Павелъ въ посланіи къ ко­
ринѳянамъ, жителямъ, собственнымъ съ страною Гре­
ціи, которую называютъ Лаконіею, такъ возвѣщаетъ: «воз­
любленные, премудрость міра сего есть глупость въ очахъ
Божіихъ» '), и это сказалъ онъ не мимо истины. Ибо, мнѣ
кажется, премудрость эта получила начало отъ паденія анге­
ловъ, и отъ сего-то философы, излагая с б о и ученія, не со­
гласны между собою ни въ словахъ, ни въ мысляхъ. Такъ
одни изъ нихъ душу человѣческую признаютъ за огонь, какъ
Демократъ; другіе—за воздухъ, какъ стоики; иные за умъ,
иные за движеніе, какъ Гераклитъ 2); другіе— за испареніе;
другіе за силу, истекающую изъ звѣздъ; другіе за число ода­
ренное силою движенія, какъ Пиѳагоръ: иные за воду раж-
дающую, какъ Гиппонъ; иные за стихію изъ стихій; иные за
гармонію, какъ Динархъ; иные за кровь, какъ Критій; иные
за духъ; иные за единицу, какъ Пиѳагоръ: древніе также ду­
маютъ различно. Сколько мнѣній объ этомъ предметѣ! сколь-
X Коринѳ. ili, 19.
а) Думаютъ, что названія философ о в ъ , здѣсь приводимыхъ, внесены въ текстъ
переписчиками съ полей; по сему имя Герав-іЕга поставлено не ва мѣстѣ, ибо онъ
почиталъ душу за испароніе (αναςομ,ιασς). См. Плутарха de placit. philos. ιγ , 3.