ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
171
сказалъ: «какой умный пойметъ это, и разумный познаетъ?
Ибо пути Господни правы, и праведные ходятъ по нимъ,
нечестивые же падаютъ на нихъ» ’). И такъ, должно учиться
желающему учиться. Старайся же чаще со мною сходиться,
чтобы, слыша ещ е живую рѣчь, вѣрно узнать истину.
Книга третья.
1. Ѳеофилъ Автолику желаетъ здравствовать. Такъ какъ
писатели любятъ сочинять множество книгъ для пустой
славы, однн о богахъ, войнахъ или временахъ, другіе о без
полезныхъ басняхъ и прочихъ пустякахъ, которыми и ты
занимался до сего времени, и не утомляешься отъ такого
труда, а встрѣчаясь со мною почитаешь бреднями слово
истины, и думаешь, что наши писанія недавни по времени,
посему и я не отягощусь съ помощію Божіею показать тебѣ
древность н аш ихъ писаній, въ краткомъ изложеніи, чтобы
ты не обременился прочитать его и увидѣлъ пустословіе
прочихъ сочинителей.
2. Надлеж ало бы, чтобы писатели были сами очевид
цами того, о чемъ они утверждаютъ, или точно узнали о томъ
отъ очевидцевъ. Ибо пишущіе о томъ, что недостовѣрно,
нѣкоторымъ образомъ бьютъ воздухъ. Ибо что пользы въ
томъ, что Гомеръ описалъ троянскую войну и ввелъ столько
людей въ заблужденіе; или Гезіодъ составилъ родословіе
такъ называемыхъ у него боговъ, или Орфей перечислилъ
триста шеетъдесятъ пять боговъ, которыхъ онъ санъ подъ
конецъ своей жизни отвергнулъ, говоря въ своихъ «Завѣ
щаніяхъ», что одинъ Богъ? Чего достигли Аратъ, или дру
гіе, подобно ему описавшіе міровую сферу, кромѣ славы че
ловѣческой, которую они получили незаслуженно? Ч то они
сказал и истиннаго? Или какую пользу принесли Эврипиду,
Софоклу и прочимъ трагическимъ писателямъ ихъ трагедіи,
или М енандру, Аристофану и прочимъ комическимъ писате
лямъ комедіи ихъ, Геродоту и Ѳукудиду ихъ исторіи, Пи-
фагорѵ—святилище и Геркулесовы столбы 2), Діогену ци-
*) Ос. Χ1Υ 10.
а)
Пиѳагоръ, какъ извѣстно, бывши въ Египтѣ былъ введенъ во святилище
и узналъ ученіе о богахъ; талъ же опъ видѣлъ столбы Геркулеса, имѣвшіе также
таинственное значеніе.