Сочинения древних христианских апологетов

В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского

Преображенский Петр Алексеевич

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

1895

OCR
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
171
сказалъ: «какой умный пойметъ это, и разумный познаетъ?
Ибо пути Господни правы, и праведные ходятъ по нимъ,
нечестивые же падаютъ на нихъ» ’). И такъ, должно учиться
желающему учиться. Старайся же чаще со мною сходиться,
чтобы, слыша ещ е живую рѣчь, вѣрно узнать истину.
Книга третья.
1. Ѳеофилъ Автолику желаетъ здравствовать. Такъ какъ
писатели любятъ сочинять множество книгъ для пустой
славы, однн о богахъ, войнахъ или временахъ, другіе о без­
полезныхъ басняхъ и прочихъ пустякахъ, которыми и ты
занимался до сего времени, и не утомляешься отъ такого
труда, а встрѣчаясь со мною почитаешь бреднями слово
истины, и думаешь, что наши писанія недавни по времени,
посему и я не отягощусь съ помощію Божіею показать тебѣ
древность н аш ихъ писаній, въ краткомъ изложеніи, чтобы
ты не обременился прочитать его и увидѣлъ пустословіе
прочихъ сочинителей.
2. Надлеж ало бы, чтобы писатели были сами очевид­
цами того, о чемъ они утверждаютъ, или точно узнали о томъ
отъ очевидцевъ. Ибо пишущіе о томъ, что недостовѣрно,
нѣкоторымъ образомъ бьютъ воздухъ. Ибо что пользы въ
томъ, что Гомеръ описалъ троянскую войну и ввелъ столько
людей въ заблужденіе; или Гезіодъ составилъ родословіе
такъ называемыхъ у него боговъ, или Орфей перечислилъ
триста шеетъдесятъ пять боговъ, которыхъ онъ санъ подъ
конецъ своей жизни отвергнулъ, говоря въ своихъ «Завѣ­
щаніяхъ», что одинъ Богъ? Чего достигли Аратъ, или дру­
гіе, подобно ему описавшіе міровую сферу, кромѣ славы че­
ловѣческой, которую они получили незаслуженно? Ч то они
сказал и истиннаго? Или какую пользу принесли Эврипиду,
Софоклу и прочимъ трагическимъ писателямъ ихъ трагедіи,
или М енандру, Аристофану и прочимъ комическимъ писате­
лямъ комедіи ихъ, Геродоту и Ѳукудиду ихъ исторіи, Пи-
фагорѵ—святилище и Геркулесовы столбы 2), Діогену ци-
*) Ос. Χ1Υ 10.
а)
Пиѳагоръ, какъ извѣстно, бывши въ Египтѣ былъ введенъ во святилище
и узналъ ученіе о богахъ; талъ же опъ видѣлъ столбы Геркулеса, имѣвшіе также
таинственное значеніе.