0 МЕЛИТОНЪ САРДІЙСКОМЪ И ЕГО СОЧИНЕНІЯХЪ.
Къ числу христіанскихъ апологетовъ 2-го вѣка, писав
шихъ на греческомъ языкѣ, принадлежитъ св. Мелитонъ,
епископъ сардійскій (въ Лидіи, въ Малой Азіи), знамени
тѣйшій пастырь Церкви восточной и ученѣйшій писатель
своего времени. Онъ жилъ во второй половинѣ 2-го вѣка.
Сохранившіяся о его жизни свѣдѣнія очень скудны; извѣстно,
что онъ путешествовалъ въ Палестину для изученія мѣстъ,
гдѣ происходили событія священной исторіи, и дл я изслѣ
дованія подлинныхъ книгъ ветхаго завѣта (Евс. гѵ, 26); из
вѣстно также, что онъ принималъ участіе въ прекращеніи
спора, волновавшаго лаодикійскую Церковь послѣ мучени
ческой смерти епископа Сагариса, по каковому поводу на
писалъ сочиненіе о пасхѣ; наконецъ, извѣстно, что онъ по
далъ императору Марку Аврелію рѣчъ въ защиту христіан
ской вѣры (Евсев. тамъ-же). Тѣмъ не менѣе видно, что
онъ своею церковною и учено-литературною дѣятельностію
оставилъ по себѣ великую память въ послѣдующихъ родахъ.
Пол икратъ, еписк. ефесскій, въ своемъ посланіи къ римскому
епископу Виктору (ок. 190 г.) по вопросу о пасхѣ, упоми
наетъ о Мелитонѣ въ числѣ великихъ вождей Церкви, по
гребенныхъ ВЪ Азіи, называетъ его Эвнухомъ (ευνοοχον), т. е.
ведшимъ безбрачную жизнь, и свидѣтельствуетъ, что онъ
во всемъ поступалъ по внушенію Святого Духа (Евс. ѵ, 24).
Тертулліанъ, почти его современникъ, хвалитъ его красно
рѣчіе и изящество слога, замѣчая, что многіе христіане по
читаютъ его пророкомъ (Іерон. Catal. Script. с. 24). Евсе
вій приводитъ его на ряду съ современниками—Эгезиппомъ,
Діонисіемъ коринѳскимъ, Аполинаріемъ іерапольскимъ, Ири
неемъ и др. какъ одного изъ представителей здравой вѣры
и проводниковъ апостольскаго преданія (Ев. іѵ, 21). Св.
Мелитонъ скончался въ Сардахъ. Говоря объ этомъ Поли
кр атъ ефесскій не н азы ваетъ его мученикомъ, между тѣмъ