Сочинения древних христианских апологетов

В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского

Преображенский Петр Алексеевич

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

1895

OCR
и непристойныхъ зрѣлищъ (9—15). Потомъ на возраженіе,
что христіанское ученіе ново, доказываетъ, что напротивъ
священныя книги христіанъ восходятъ къ глубочайшей дре­
вности, сравнивая хронологію библейскую и языческую,
(16—29) и въ заключеніе проситъ внимательно прочитать
его книгу (гл. 30).
Таково содержаніе трехъ книгъ о христіанской вѣрѣ,
которыя даютъ Ѳеофилу весьма видное мѣсто в ъ ряду хри­
стіанскихъ апологетовъ I I вѣка.
128
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
Книга первая.
1. Краснорѣчивый языкъ и изящныя выраженія доста­
вляютъ наслажденіе и питаютъ тщеславіе людей съ испор­
ченнымъ умомъ; любитель же истины не обращаетъ внима­
нія на цвѣтистость словъ, но изслѣдуетъ самое дѣло рѣчи,
чтб и какого оно. Такъ какъ ты, мой другъ, забросалъ меня
пустыми словами, говоря въ похвалу твоихъ боговъ—камен­
ныхъ и деревянныхъ, выбитыхъ и литыхъ, изваянныхъ и
живописныхъ, «которые не видятъ и не слышатъ, ибо они
суть идолы и произведенія рукъ человѣческихъ» 2), и св ер хъ
того называешь меня христіаниномъ, какъ будто я н о ш у к а -
кое-нибудь преступное имя: то съ своей стороны признаю,
что я христіанинъ, и ношу это боголюбезное имя в ъ наде­
ждѣ быть угоднымъ Богу. Имя Божіе не есть, какъ ты пред­
полагаешь, что-либо укорительное; можетъ-быть потому ду­
маешь такъ о Богѣ, что самъ ты еще не угоденъ Богу.
2. Есл и ты скажешь: «покажи мнѣ твоего Бога» 3), то
я отвѣчу тебѣ: покажи мнѣ твоего человѣка 4), и я покажу
тебѣ моего Бога. Покажи, что очи души твоей видятъ и уши
сердца твоего слышатъ. Ибо какъ тѣлесныя глаза у зрячихъ
людей видятъ предметы этой земной жизни и усматриваютъ
’ ) Эти книги на русскій языкъ ве были переведены. Лучшее изданіе и хъ—
новѣйшее, находящееся Corpus apolog. Отто. 1859.
а) Пса.т. 113, 12 —14 и 134, 15—17.
3) См. гл. 14 . Цецшіій у Минудіа Феликса также упрекаетъ христіанъ, что
они чтутъ Бога, Котораго ни показать, ни видѣть не могутъ.
4) Т. е. внутренняго человѣка, таковъ ли овъ, коковъ долженъ быть для
того, чтобы видѣть Бога.