сочиненія — Θεοφάνιά ') допускались НѢКОТОРЫЯ Измѣненія —
чрезъ сокращеніе или распространеніе подлинника.
______________
_______
РѢ Ч Ь МЕЛИТОНА ФИЛОСОФА.
__________2
11
РѢЧЬ МЕЛИТОНА ФИЛОСОФА, КОТОРУЮ ДЕРЖАЛЪ ОНЪ ПРЕДЪ
ИМПЕРАТОРОМЪ АНІОНИТОМЪ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ ЕГО ПО
ЗНАНІЮ БОГА И ПОКАЗАТЬ ЕЖУ ПУТЬ ИСТИНЫ.
И онъ началъ говорить такъ: Не легко обратить скоро
н а правый путь такого человѣка, который долгое время преж
де находился въ заблужденіи. Однакожъ это возможно. Ибо
если человѣкъ хотя немного отвращается отъ заблужденія,
свидѣтельство истины становится удобопріемлемо для него.
Какъ съ разсѣяніемъ мрака тотчасъ проясняется небо. такъ
бываетъ и съ человѣкомъ, если онъ обращается къ Богу; ско
ро снимается съ его л ица облако заблужденія, которое пре
пятствовало правильному его зрѣнію. Заблужденіе же, какъ
страсть и какъ сонъ, долгое время владѣетъ тѣми, которые
ему подверглись. Но истина пользуется словомъ, какъ жа
ломъ, и поражаетъ тѣхъ, которые спятъ, и пробуждаетъ ихъ,
и они пробужденные, видя истину, пріобрѣтаютъ разумѣніе,
слышатъ и различаютъ то, что есть, отъ того, чего нѣтъ. Ибо
есть люди, которые грѣхъ называютъ правдою, и дѣйстви
тельно думаютъ, что это правда, когда видятъ, что не одни
они заблуждаются, а вмѣстѣ съ ними и многіе люди. Но я
говорю: не хорошо это извиненіе, что одинъ человѣкъ за
блуждается со многими; ибо если одинъ самъ по себѣ без
разсуденъ, то велико безразсудство его: во сколько же разъ
больше безразсудство, если безразсудствуютъ многіе? А нера
зуміе, о которомъ я говорю, состоитъ въ томъ, что человѣкъ
оставляетъ то, что по истинѣ есть, и служитъ тому, чего по
истинѣ нѣтъ. Но есть нѣчто по истинѣ, и это называется
Богомъ; Онъ по истинѣ есть, и все существуетъ чрезъ Его
силу. Онъ не есть сотворенное существо, не получилъ на
чала во времени; но Онъ отъ вѣчности, и существуетъ во
вѣки вѣковъ. Онъ не измѣняется, тогда какъ все измѣняется.
Никакое зрѣніе не можетъ видѣть Его, никакой разумъ по
нять Его, никакое слово—объяснить Его. Любящіе же его
і)
Сирскіа текстъ сочиненія Евсевія изданъ [1843) докт. Леемъ, а греческіе
отрывки его—кардиналомъ Май.
^^