ОБЪ ЕРЮ®, СОЧИНИТЕЛѢ «ОСМѢЯНІЯ ЯЗЫЧЕСКИХЪ ФИЛО
СОФОВЪ».
Подъ именемъ Ермія дошло до насъ на греческомъ язы
кѣ небольшое сочиненіе подъ заглавіемъ: «осмѣяніе языче
скихъ ФИЛОСОФОВЪ (οιασοραάς των έξω φιλοσόφων). Κ χ ο былъ ЭТОТЪ
Ермій, гдѣ и въ какое время онъ жилъ, исторія не пере
даетъ намъ никакихъ извѣстій. В ъ рукописныхъ кодексахъ
его сочиненій дается ему названіе философа. По главной
мысли своего сочиненія и пріемамъ ея изложенія онъ близко
подходитъ къ св. Іустину и особенно Татіану, такъ что въ
его сочиненіи можно видѣть болѣе подробное раскрытіе слѣ
дующаго замѣчанія Татіана: «ты слѣдуешь ученію Платона?
и б о т ъ эпикурейскій софистъ открыто возстаетъ на тебя.
Опять, ты хочешь слѣдовать Аристотелю? и тебя ругаетъ ка-
кой-нибудь послѣдователь Демократа» '). Рѣзко полемическое
отношеніе Ермія къ философіи языческой и взглядъ на ея
происхожденіе напоминаетъ болѣе пер выя времена горячей
борьбы христіанскаго ученія съ язычествомъ, чѣмъ позднѣй
шіе вѣка. Посему ученые издатели и изслѣдователи творе
ній древности большею частію и справедливѣе относятъ Е р
мія къ писателямъ апологетамъ второго или начала 3-го сто
лѣтія по Р.X.2).
Сочиненіе Ермія вполнѣ соотвѣтствуетъ своему заглавію:
не касаясь почти истинъ христіанства, онъ исключительно
занимается различными системами языческой философіи и съ
живымъ, остроумнымъ сарказмомъ представляетъ их ъ взаим
ное противорѣчіе и несостоятельность. Н ачиная словами апо
стола Павла·, «премудрость міра сего есть глупость предъ Бо-
*) Татіана «Рѣчь» прот. Эллин. гл. 25.
2)
Таковы: Ііаве (Historia litter. scriptorum eccles , vol. 1) Мелеръ (Patroll);
также Маранъ, помѣстившій Ермія въ своемъ изданіи сочиненій св. Іустина.—Дру
гіе же, напр., издатели «Bibliotheca Patrum и англичанинъ Бортъ, относятъ сочи
неніе Ермія въ Ѵ-му вѣку, а вѣнскій библіотекарь Ланбецій принимаетъ Ермія за
одноименнаго ему историка Ерміа Созомена. —но
неосновательно.
13*