0 МИНУЦІЪ ФЕЛИКСЪ И ЕГО СОЧИНЕНІИ «ОКТАВІЙ».
Рядъ христіанскихъ писателей-апологетовъ ІІ-го вѣка
заканчивается Минуціемъ Феликсомъ, который хотя по языку,
на которомъ писалъ, принадлежитъ къ Церкви латинской,
но по направленію и пріемамъ защищенія христіанства ближе
примыкаетъ къ апологетамъ греческимъ. Притонъ дѣятель
ность Минуція Феликса, по всей вѣроятности, относится
такяге ко времени императоровъ Антонина Пія или Марка
Аврелія, и его разговоръ между христіаниномъ и язычни
комъ, извѣстный подъ именемъ «Октавія», появился ранѣе
защитительнаго слова (Apologeticum ) Тертулліана, изданнаго
около 197— 199 г. ').
Маркъ Мгтуцгй Феликсъ жилъ во второй половинѣ
ІІ-го вѣка и въ началѣ III. Неизвѣстно въ точности, Ита
лія или Африка была его родиной; но вѣрно то, что онъ
будучи еще язычникомъ, переселился въ Римъ и здѣсь за
нималъ видное мѣсто между адвокатами (Іерон . Catal с. 58;
Лактап. lnstit. V, I). Объ его умѣ, ораторскомъ дарованіи,
’ ) Приводимъ здѣсь слова Альцога (Grundriss der Patrologie 1866 г.): „Еще
въ прошломъ столѣтіи Реслеръ въ своей библіотекѣ отцовъ Церкви высказалъ:
Я долженъ признаться, что чѣмъ далѣе изучаю, тѣмъ менѣе считаю «Октавія за
подражаніе Тертулліанова апологетика»: Потовъ Русвурмъ въ своемъ изданіи Окта
вія (Hamb. 1824) и Мегеръ (въ commentatio de Min. Felic. 1824), л таите Нибуръ
(Kleinere Schriiten. п, 55) ва основаніи языка отнесли Октавія ко времени Анто-
ниновъ. Наконецъ, Шуральтъ, издатель Октавія (съ предисловіемъ Орелли, Turic.
1836). въ предпосланномъ изслѣдовали de М. Felicis aetate, доказалъ, послѣ тща
тельнаго сравненія нашего разговора съ апологетикомъ, девятью доводами хроно
логическое иервевство Октавія. Къ тому же есть другіе внутренніе признаки, под
тверждающіе это мнѣніе. Съ своей стороны мы для этого вывода находимъ еще
основанія во 1-хъ въ большей простотѣ Октавія и во 2-хъ въ томъ, что въ противо
положность съ апологетикомъ, мы здѣсь не находимъ почти никакой сеылни на биб
лейскія мѣста, а вапротивъ—много цитатъ и параллельныхъ мѣстъ изъ Цицерона—
de natura deorum и de fato. При этомъ въ стилистическомъ отвошеніи Октавой
такъ значительно отличается отъ грубаго, часто непревильнаго языка апологетика,
что Мурал:ьтъ справедливо говоритъ: niajore etiam quam Lactantius jure Chri
stianus Cicero dici poterit Minucius. Согласно съ этимъ и Анжело М ай, на осно
ваніи 9 и 31 гл. говоритъ, что Цецилій нашего разговора есть тотъ самый; кото
рый называется въ письмѣ Фронтона (орр. Frontonis Rom. 1823. р. 336)».