573 Поѣздка на востокъ въ 1900 году. (Результаты изслѣдованія
о крещеніи греческой церкви и свѣдѣнія о митрополитѣ Ам¬
вросіи). *) За послѣдній 1899 годъ въ Екатеринбургѣ и вообще во
многихъ старообрядческихъ пунктахъ Урала, проявилась заснув.
шая было религіозная дѣятельность, и старообрядчество начало
производить нѣкоторые анализы своего положенія и тѣхъ усто¬
евъ, на коихъ зиждутся религіозныя убѣжденія различныхъ сог¬
ласій. Главною причиной этого послужили различныя собесѣдо¬
ванія между самими старообрядцами, и главнымъ образомъ—пос¬
тоянныя нападки и униженія мѣстнаго миссіонера на публич¬
ныхъ бесѣдахъ одинаково всѣхъ старообрядцевъ, какъ принима¬
ющихъ священство, такъ и непринимающихъ. Среди часовеннаго общества **) нѣкоторые лица захотѣли
провѣрить основательно лч они отвергаютъ существованіе свя¬
щенства? И если по евангелію вѣрить въ непрерывность свя¬
щенства н таинствъ до конца міра (какъ понимали и предки,
здѣшнихъ старообрядцевъ постоянно имѣя священниковъ отъ ере¬
си приходящихъ], то, само собою является надобность провѣ¬
рить современное бѣглое свящевство, его характеръ и основаніе,
а также и Бѣлокриницкую іерархію, противъ которой, среди ча¬
совеннаго общества ходитъ обвиненіе, что первый митрополитъ
Амвросій, переходя къ старообрядцамъ, былъ йодъ запрещеніемъ *] Когда въ 1846 году былъ принятъ въ старообрядчество отъ греческой церкви
митрополитъ Амвросій в происшедшая черезъ него ІЗѢлокрвницкая іерархія стала распро¬
страняться, враги старообрядчества стали распускать о немъ всевозможныя обвиненія и
клеветы, чтобы оттолкнуть старообрядцевъ отъ принятія этого священства. Самое главное
обвиненіе, особенно смущавшее старообрядцевъ, состояло въ томъ, что будто бы мвтропо-
литъ Амвросій крещенъ обливательно, такъ какъ въ Греціи будто бы такое крещеніе
практикуется. Какъ обыкновенно бываетъ, многіе безъ всякой провѣрки вовѣрвлв зтой кле¬
ветѣ в остались безъ священника. Но благоразумные рѣшили сами провѣрить сказанное
обвиненіе. Съ этою цѣлію составлялись цѣлыя депутаціи для лоѣздкв въ Грецію. Главнѣй¬
шія пзъ этихъ поѣздокъ были въ 1875, 1892 в 1900 г.г. Послѣдняя депутація была отправлена взъ Ккатеринбурга. Участника ея сдѣлали
подробное описаніе своего путешествія а изслѣдованія. Такъ какъ оно не было еще отпе¬
чатало, то мы сочли свовмъ долгомъ дать ему мѣсто въ пашемъ изданіи. Особенно это благовременію теперь, когда въ средѣ бѣглопоповцевъ начинаются
колебанія къ принятію епископа въ свою среду. Редакція. **) Часовенными па Уралѣ называются такіе старообрядцы, которые до царствова¬
нія Николая Павловича принимали свящепство, т. е. было поповнами. А когда при этомъ
Государѣ у нихъ ве стало священниковъ, вслѣдствіе сильныхъ гоненій, опи стали совер¬
шать богослуженія в таинства самн (міряне) по безпоповски, почему н называются иног¬
да вовыми безпоповцами нлн николаевскими безпоповцами. Отъ старыхъб езпоповцевъ (ио-
норлевъ и нѣтовиевъ) онв отличаются только тѣмъ, что признаютъ старообрядческое
оященство, бывшее до мьтропольта Амвросія, правильнымъ и имѣютъ запѳсвые лары.