Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли

Тантлевский И.Р. Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. - СПб:Издательство РХГА, 2016

Издание представляет собой сборник работ доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, заведующего Кафедрой еврейской культуры СПбГУ И. Р. Тантлевского по библеистике, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам, теолого-религиозной проблематике, истории философии. Каждой работе предпослана аннотация на русском и английском языках.

2016

Содержание

Светлов Р.В. Библия, Спиноза и европейская рациональность

Тантлевский И. Р. Ощущения sub specie aeternitatis как возможный «залог бессмертья». Вступительное слово автора

Адам не-смертный, смертный и бессмертный в библейских антропогонических учениях

Автор источника «Y» в Книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи

Фрагмент Благословения Йакова Быт. 49:10 и его интерпретация в Кумране: имплицитная аллегория органа мужской силы в религиозно-политической декларации

Оптимизм Экклесиаста

Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]

Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of Ancient Authors’ Accounts of Them and the Qumran Community’s World-View

Искариот (Ἰσκáριþθ): «Тот, кто видел знамение»

Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира). Предисловие, перевод, комментарии

Тетраграмматон и концепция единой Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы

Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»

Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения «Природы»: tôlāḏāh и ṭeḇaʿ

Сотериология Спинозы

OCR
ОПТИМИЗМ ЭККЛЕСИАСТА*

1

Вопреки общераспространенному мнению о «пессимистической», «скептической» и даже «нигилистической» философии Экклесиаста, И. Р. Тантлевский, анализируя текст данного библейского произведения, приходит
к выводу, что его автор в ключевых аспектах своих размышлений и при подведении их итога оказывается вполне оптимистичен в отношении получения
праведниками если не земного, то, во всяком случае, загробного воздаяния;
и именно эта идея наполняет (должна наполнить) смыслом и значимостью
всю их жизнь и деятельность. Весьма позитивно Экклесиаст оценивает и возможности человеческого познания — как бесконечный процесс постижения
постоянно изменяющегося мира. В своем исследовании автор приводит
многочисленные релевантные библейские параллели к соответствующим
тезисам Экклесиаста. Высказывается также ряд соображений в пользу того,
что автором книги Экклесиаста мог быть иудейский наместник, потомок
царя Давида Зоровавель (конец VI в. до н. э.).
I. R. Tantlevskij
Optimism of Ecclesiastes
Contrary to general opinion concerning the “pessimistic”, “skeptical”, and
even “nihilistic” philosophy of Ecclesiastes, Igor R. Tantlevskij, analysing its text,
comes to the conclusion that the author of this biblical book appears to be quite
optimistic in crucial aspects of his reflections and in his final conclusion in point
of the righteous ones requital — anyway beyond the grave, if not terrestrial; it is
this belief that fills (must fill) all their life and activity with meaningfulness and
importance. Ecclesiastes appreciates rather positively the possibilities of human
cognition — it is a perpetual comprehension process of permanently varying world.
The author adduces numerous relevant biblical parallels to the corresponding Ecclesiastes’ theses in his study. He also advances some arguments for the idea that
Ecclesiastes could be composed by the Judaean governor Zerubbabel (the end of
the 6th century BCE), who was a descendant of King David.
*
Опубликовано: Вопросы философии 11 (2014). С. 137–148. В данную версию
работы внесены дополнения.