Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли

Тантлевский И.Р. Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. - СПб:Издательство РХГА, 2016

Издание представляет собой сборник работ доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, заведующего Кафедрой еврейской культуры СПбГУ И. Р. Тантлевского по библеистике, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам, теолого-религиозной проблематике, истории философии. Каждой работе предпослана аннотация на русском и английском языках.

2016

Содержание

Светлов Р.В. Библия, Спиноза и европейская рациональность

Тантлевский И. Р. Ощущения sub specie aeternitatis как возможный «залог бессмертья». Вступительное слово автора

Адам не-смертный, смертный и бессмертный в библейских антропогонических учениях

Автор источника «Y» в Книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи

Фрагмент Благословения Йакова Быт. 49:10 и его интерпретация в Кумране: имплицитная аллегория органа мужской силы в религиозно-политической декларации

Оптимизм Экклесиаста

Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]

Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of Ancient Authors’ Accounts of Them and the Qumran Community’s World-View

Искариот (Ἰσκáριþθ): «Тот, кто видел знамение»

Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира). Предисловие, перевод, комментарии

Тетраграмматон и концепция единой Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы

Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»

Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения «Природы»: tôlāḏāh и ṭeḇaʿ

Сотериология Спинозы

OCR
FURTHER CONSIDERATIONS ON POSSIBLE
ARAMAIC ETYMOLOGIES OF THE DESIGNATION
OF THE JUDAEAN SECT OF ESSENES
(Ἐσσαῖοι / Ἐσσηνοί) IN THE LIGHT OF ANCIENT
AUTHORS’ ACCOUNTS OF THEM
AND THE QUMRAN COMMUNITY’S
WORLDVIEW*


1

Basing on some most typical aspects of the religio-philosophical outlook
and activities of the Judaean sect of the Essenes, as well as the Qumran community (the 2nd cent. B.C.E. – 1st cent. C.E.), apparently associated with them, the
author considers principally three possible Aramaic etymologies of the designation
Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί:
(1) Since, according to reiterated Josephus Flavius’ accounts and the Dead Sea
scrolls’ evidences, the Essenes and the Qumranites, closely associated with them,
believed in predestination and foretold the future, they could be called: those, who
believe in predestination, sc. the “fatalists”, “determinists”; or: those, who predict fate,
i. e. the “foretellers”. This hypothetical etymology is derived from the Aramaic word
ḥaššayyā᾿ (m. pl. in st. det.; resp. ḥš(᾿)(y)yn in st. abs.) reconstructed by the author
from the term ḥšy/ḥš᾿ (“what man has to suffer, predestination, fortune”) after the
model: C1aC2C2aC3 (normally designations of persons by their profession, usual
activity, etc. are formed after it).
(2) In the present author’s opinion, the Qumran community held itself
allegorically to be the “root(s)” and “stock” of Jesse, giving life to the “holy»
Davidic “Shoot” (see: Isa. 11:1); or, in other words, the Qumranites appear to
have considered their Yaḥaḏ (lit.: “Unity/Oneness”) the personification of a
new Jesse, who would “beget” and “bring up” a new David. (Cf., e. g., 1QSa,
*
*

Опубликовано: Schole 10, 1 (2016). P. 61–75.

This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation
(project № 15-18-00062; Saint-Petersburg State University).