Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли

Тантлевский И.Р. Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. - СПб:Издательство РХГА, 2016

Издание представляет собой сборник работ доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, заведующего Кафедрой еврейской культуры СПбГУ И. Р. Тантлевского по библеистике, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам, теолого-религиозной проблематике, истории философии. Каждой работе предпослана аннотация на русском и английском языках.

2016

Содержание

Светлов Р.В. Библия, Спиноза и европейская рациональность

Тантлевский И. Р. Ощущения sub specie aeternitatis как возможный «залог бессмертья». Вступительное слово автора

Адам не-смертный, смертный и бессмертный в библейских антропогонических учениях

Автор источника «Y» в Книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи

Фрагмент Благословения Йакова Быт. 49:10 и его интерпретация в Кумране: имплицитная аллегория органа мужской силы в религиозно-политической декларации

Оптимизм Экклесиаста

Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]

Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of Ancient Authors’ Accounts of Them and the Qumran Community’s World-View

Искариот (Ἰσκáριþθ): «Тот, кто видел знамение»

Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира). Предисловие, перевод, комментарии

Тетраграмматон и концепция единой Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы

Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»

Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения «Природы»: tôlāḏāh и ṭeḇaʿ

Сотериология Спинозы

OCR
И. Р. Тантлевский

ОЩУЩЕНИЯ SUB SPECIE AETERNITATIS
КАК ВОЗМОЖНЫЙ ЗАЛОГ БЕССМЕРТЬЯ
Вступительное слово автора

Под мышцами вечности (íìåò)…
Второзаконие 33:27а

На небе и на земле есть вещи, Горацио,
которые и не грезились вашей1 философии.
Шекспир. Гамлет (I, 5, 167–168)

I
Мое преклонение перед философией как поистине «царским искусством» и изначально возвышающейся над другими наукой, осмысляющей и наделяющей смыслом все
сущее, изначально зиждется на нескольких постулатах, основанных скорее не на дискурсе, а на интуитивном постижении (своего рода «образном броске мышления»), можно
даже сказать, «непосредственном знании». При этом отправной точкой служит утверждение Экклесиаста о том, что Бог
«вложил вечность (íìåòä, hā-ʻôlām) в сердце» человека (3:11)2.
«Сердце» в Еврейской Библии — это синоним средоточия
личности, ее самости, сознания, разума; библейский чело1

Вар.: «нашей» (The First Folio, 1623).
Ср.: Тантлевский И. Р. Оптимизм Экклесиаста // Вопросы философии.
2014. № 11. С. 145.
2