И. Р. Тантлевский
ОЩУЩЕНИЯ SUB SPECIE AETERNITATIS
КАК ВОЗМОЖНЫЙ ЗАЛОГ БЕССМЕРТЬЯ
Вступительное слово автора
Под мышцами вечности (íìåò)…
Второзаконие 33:27а
На небе и на земле есть вещи, Горацио,
которые и не грезились вашей1 философии.
Шекспир. Гамлет (I, 5, 167–168)
I
Мое преклонение перед философией как поистине «царским искусством» и изначально возвышающейся над другими наукой, осмысляющей и наделяющей смыслом все
сущее, изначально зиждется на нескольких постулатах, основанных скорее не на дискурсе, а на интуитивном постижении (своего рода «образном броске мышления»), можно
даже сказать, «непосредственном знании». При этом отправной точкой служит утверждение Экклесиаста о том, что Бог
«вложил вечность (íìåòä, hā-ʻôlām) в сердце» человека (3:11)2.
«Сердце» в Еврейской Библии — это синоним средоточия
личности, ее самости, сознания, разума; библейский чело1
Вар.: «нашей» (The First Folio, 1623).
Ср.: Тантлевский И. Р. Оптимизм Экклесиаста // Вопросы философии.
2014. № 11. С. 145.
2