Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли

Тантлевский И.Р. Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. - СПб:Издательство РХГА, 2016

Издание представляет собой сборник работ доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, заведующего Кафедрой еврейской культуры СПбГУ И. Р. Тантлевского по библеистике, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам, теолого-религиозной проблематике, истории философии. Каждой работе предпослана аннотация на русском и английском языках.

2016

Содержание

Светлов Р.В. Библия, Спиноза и европейская рациональность

Тантлевский И. Р. Ощущения sub specie aeternitatis как возможный «залог бессмертья». Вступительное слово автора

Адам не-смертный, смертный и бессмертный в библейских антропогонических учениях

Автор источника «Y» в Книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи

Фрагмент Благословения Йакова Быт. 49:10 и его интерпретация в Кумране: имплицитная аллегория органа мужской силы в религиозно-политической декларации

Оптимизм Экклесиаста

Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]

Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of Ancient Authors’ Accounts of Them and the Qumran Community’s World-View

Искариот (Ἰσκáριþθ): «Тот, кто видел знамение»

Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира). Предисловие, перевод, комментарии

Тетраграмматон и концепция единой Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы

Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»

Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения «Природы»: tôlāḏāh и ṭeḇaʿ

Сотериология Спинозы

OCR
АДАМ НЕСМЕРТНЫЙ, СМЕРТНЫЙ
И БЕССМЕРТНЫЙ В БИБЛЕЙСКИХ
АНТРОПОГОНИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ*1


В статье анализируются ключевые аспекты израильско-иудейских
представлений о сущности природы человека, его лиминальной позиции
между мирами земным и потусторонним и о вхождении в земной мир
смерти. При этом основное внимание уделяется рассмотрению концепций
антропогонии, представленных в Книгах Бытия (1:1–6:4; Священнический
источник и Яхвист), Иезекиила (28:1–19) и Иова (15:7), с привлечением релевантного материала из других книг Еврейской Библии. Сделана попытка
выявить возможные параллели к библейским концепциям Проточеловека,
засвидетельствованные в аморейских генеалогиях. Привлекаются также источники эллинистического периода, содержащие материалы по финикийским
антропогоническим представлениям.
Igor R. Tantlevskij
Non-Mortal, Mortal and Immortal Adam in Biblical Anthropogony Teachings
The author analyses key aspects of the Israeli-Judahite views concerning the
essence of human nature, man’s liminal position between the other world and the
terrestrial one, as well as concerning the entry of death into the earthly world. Special
attention is given to the consideration of the anthropogony concepts attested in the
Book of Genesis (1:1–6:4; the Priestly Source and the Yahwist), Ezekiel (28:1–19)
and Job (15:7) against the background of relevant data contained in some other
books of the Hebrew Bible. The author makes an attempt to reveal possible parallels to Biblical concepts of the Protoman, attested in the Amorean genealogies.
The article also deals with some sources of the Hellenistic period that contained
materials on the Phoenician anthropogony views.

*

Опубликовано: Вопросы философии 6 (2015). С. 141–153.*