ТЕТРАГРАММАТОН И КОНЦЕПЦИЯ
ЕДИНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ СУБСТАНЦИИ
В «ИСПОВЕДИ», КН. VII АВГУСТИНА
И В УЧЕНИИ СПИНОЗЫ *
…
1
Автор высказывает предположение, согласно которому интерпретация
Тетраграмматона, засвидетельствованная в Исх. 3:14, оказала непосредственное влияние на становление представления о единой, вечной и бесконечной
Божественной субстанции, отраженной в «Исповеди», кн. VII Августина
и в учении Спинозы.
Igor R. Tantlevskij
Tetragrammaton and Conception of Single God’s Substantia in Augustine’s
“Confessions”, Book VII and in Spinoza’s Teaching
The author supposes that the Tetragrammaton’s interpretation, attested in Ex.
3:14, exerted direct influence on the formation of the conception of single, eternal,
and infinite God’s substantia, reflected in Augustine’s “Confessions”, Book VII
and in Spinoza’s teaching.
Согласно библейской книге «Исход» 3:14, Имя Бога YHWH —
Тетраграмматон, — интерпретируемое в соответствии с традицией как Господь, представляет собой форму 3 л. ед. ч. имперфекта породы qal глагола hāwāh (древняя форма глагола
hāyāh), «быть», «существовать». Данная форма, как отмечает
Спиноза в «Богословско-политическом трактате», выражает
«на еврейском языке <…> (все) три времени существования»
*
Опубликовано: Schole 9, 2 (2015). C. 350–352.