Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли

Тантлевский И.Р. Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. - СПб:Издательство РХГА, 2016

Издание представляет собой сборник работ доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, заведующего Кафедрой еврейской культуры СПбГУ И. Р. Тантлевского по библеистике, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам, теолого-религиозной проблематике, истории философии. Каждой работе предпослана аннотация на русском и английском языках.

2016

Содержание

Светлов Р.В. Библия, Спиноза и европейская рациональность

Тантлевский И. Р. Ощущения sub specie aeternitatis как возможный «залог бессмертья». Вступительное слово автора

Адам не-смертный, смертный и бессмертный в библейских антропогонических учениях

Автор источника «Y» в Книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи

Фрагмент Благословения Йакова Быт. 49:10 и его интерпретация в Кумране: имплицитная аллегория органа мужской силы в религиозно-политической декларации

Оптимизм Экклесиаста

Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]

Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of Ancient Authors’ Accounts of Them and the Qumran Community’s World-View

Искариот (Ἰσκáριþθ): «Тот, кто видел знамение»

Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира). Предисловие, перевод, комментарии

Тетраграмматон и концепция единой Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы

Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»

Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения «Природы»: tôlāḏāh и ṭeḇaʿ

Сотериология Спинозы

OCR
ТЕТРАГРАММАТОН И КОНЦЕПЦИЯ
ЕДИНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ СУБСТАНЦИИ
В «ИСПОВЕДИ», КН. VII АВГУСТИНА
И В УЧЕНИИ СПИНОЗЫ *



1

Автор высказывает предположение, согласно которому интерпретация
Тетраграмматона, засвидетельствованная в Исх. 3:14, оказала непосредственное влияние на становление представления о единой, вечной и бесконечной
Божественной субстанции, отраженной в «Исповеди», кн. VII Августина
и в учении Спинозы.
Igor R. Tantlevskij
Tetragrammaton and Conception of Single God’s Substantia in Augustine’s
“Confessions”, Book VII and in Spinoza’s Teaching
The author supposes that the Tetragrammaton’s interpretation, attested in Ex.
3:14, exerted direct influence on the formation of the conception of single, eternal,
and infinite God’s substantia, reflected in Augustine’s “Confessions”, Book VII
and in Spinoza’s teaching.

Согласно библейской книге «Исход» 3:14, Имя Бога YHWH —
Тетраграмматон, — интерпретируемое в соответствии с традицией как Господь, представляет собой форму 3 л. ед. ч. имперфекта породы qal глагола hāwāh (древняя форма глагола
hāyāh), «быть», «существовать». Данная форма, как отмечает
Спиноза в «Богословско-политическом трактате», выражает
«на еврейском языке <…> (все) три времени существования»
*

Опубликовано: Schole 9, 2 (2015). C. 350–352.