DEUS ET NATURA У СПИНОЗЫ
В КОНТЕКСТЕ ВОЗЗРЕНИЙ МАЙМОНИДА
И ДЖИКАТИЛЫ НА ДЕЯНИЯ БОГА ПО
СОЗИДАНИЮ «ПРИРОДЫ»*
…
1
Автор статьи рассматривает натурфилософские воззрения Спинозы
в контексте креационистско-космологических представлений средневековых
еврейских мыслителей, прежде всего Маймонида и Джикатилы. При этом
особое внимание уделяется выявлению, с одной стороны, относительных
контекстуальных дифференциаций омонимичных понятий, а с другой —
корреляций релевантных обозначений. Например, автор стремится выявить
в системе Спинозы следующее соответствие: ʾĔlōhîm (Бог как «Совокупность
Сил») — Deus, sive omnia Dei attributa — Natura naturans. В отличие от монистическо-панентеистической системы Спинозы, во многих еврейских креационистских и эманационно-эмерджентных учениях «Природа» (haṭ-ṭeḇaʿ)
рассматривается как «Отпечаток» (NB: корень ṭāḇaʿ означает «отпечатывать»,
«чеканить»), «отпечатанный» ʾĔlōhîm, что служит аргументом в пользу обоснования постулата о трансцендентности Вечносущего мирозданию.
Igor R. Tantlevskij
Spinoza’s Deus et Natura in Context of Maimonides’s
and Gikatilla’s Views on God’s Acts in the “Nature’s” Formation
The author considers Spinoza’s natural philosophy views in the context of some
creationistic and cosmological conceptions of medieval Jewish thinkers, primarily,
those of Maimonides and Gikatilla. At this, special attention is given, on the one
*
Опубликовано: Вопросы философии 3 (2016). С. 170–185.
«Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект
№ 15-18-00062)»; Санкт-Петербургский государственный университет.
*
This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation (project № 15-18-00062); Saint-Petersburg State University.