Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли

Тантлевский И.Р. Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. - СПб:Издательство РХГА, 2016

Издание представляет собой сборник работ доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, заведующего Кафедрой еврейской культуры СПбГУ И. Р. Тантлевского по библеистике, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам, теолого-религиозной проблематике, истории философии. Каждой работе предпослана аннотация на русском и английском языках.

2016

Содержание

Светлов Р.В. Библия, Спиноза и европейская рациональность

Тантлевский И. Р. Ощущения sub specie aeternitatis как возможный «залог бессмертья». Вступительное слово автора

Адам не-смертный, смертный и бессмертный в библейских антропогонических учениях

Автор источника «Y» в Книге Бытия как провозвестник и идеолог создаваемой Давидом Израильской империи

Фрагмент Благословения Йакова Быт. 49:10 и его интерпретация в Кумране: имплицитная аллегория органа мужской силы в религиозно-политической декларации

Оптимизм Экклесиаста

Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]

Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes (Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί) in the Light of Ancient Authors’ Accounts of Them and the Qumran Community’s World-View

Искариот (Ἰσκáριþθ): «Тот, кто видел знамение»

Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» (Сефер Йецира). Предисловие, перевод, комментарии

Тетраграмматон и концепция единой Божественной субстанции в «Исповеди», кн. VII Августина и в учении Спинозы

Deus et Natura у Спинозы в контексте воззрений Маймонида и Джикатилы на деяния Бога по созиданию «Природы»

Понятия Natura naturans и Natura naturata в философии Спинозы как возможные корреляты двух еврейских терминов для обозначения «Природы»: tôlāḏāh и ṭeḇaʿ

Сотериология Спинозы

OCR
СОТЕРИОЛОГИЯ СПИНОЗЫ *1

В статье автор останавливается на следующих аспектах философской
концепции Спинозы: «Слава» Бога как источник протяженности (extensio)
мира; «Слава» Бога и атрибут мышления (cogitatio); cотерологические аспекты
«Славы», корреляция «Славы» Бога и «славы» человека; мера «доли» души,
которая «вечна», в учении Аристотеля и его возможная рецепция Спинозой в контексте раввинистического учения о «доле» человека «в Грядущем
Мире»; идея преэкзистенции души и ее «посттелесной» самоидентичности
«во славе»; понятие «Свободы»; возможные истоки происхождения учения
Спинозы об Amor Dei intellectualis.
Igor R. Tantlevskij
Spinoza’s Soteriology
The author dwells on the following aspects of Spinoza’s philosophical teaching:
God’s “Glory” as a source of the Universe extension; God’s “Glory” and the attribute
of cogitation; the “Glory’s” soterological aspects, a correlation of God’s “Glory”
and man’s “glory”; a measure of one’s mind/soul “part” which is “eternal” in Aristotle’s teaching and its possible reception by Spinoza in the context of the rabbinic
doctrine of one’s “share in the World-to-Come”; the idea of pre-existence of the
soul and the latter’s “post-corporal” self-identity “in glory”; the notion of “Liberty”
in Spinoza’s doctrine; a possible background of the philosopher’s teaching on
Amor Dei intellectualis.

*

Опубликовано: Вопросы философии 5 (2016). С. 147–162.
«Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект
№ 15-18-00062)»; Санкт-Петербургский государственный университет.
*
This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science
Foundation (project № 15-18-00062); Saint-Petersburg State University.
*