Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№12

1908

OCR
Причина господства никоновцевъ,

1 133

л

Причины

господства

никоновцевъ.

Можно ли простому смертному производить «реформы» въ области рели
гіи, подобно реформаторамъ другихъ установленій? Можно ли совершенствовать
обряды религіи, если Провозвѣстникъ ея безконечно совершеннѣе всякагочеловѣчес
каго совершенства?



Категорическій отвѣтъ: безусловно нельзя. Потомучто это было бы дерз
скимъ посягательствомъ на власть Создавшаго ее. Такимъ образомъ, наприм., че
ловѣкъ, посягнувшій на власть Учредителя христіанской религіи, Самого Господа
нашего Ісуса Христа, въданномъ случаѣ уподобился бы главѣ демоновъ, также возгор

дившемуся прет. Богомъ и сверженному за это съ небесъ въ преисподнюю. Вся
кую реформу въ области религіи, можетъ произвести только Тотъ. Кто ее устано
вилъ. Богъ далъ древне-еврейскому народу о обую религію и Онъ же, а никто
либо. преобразовалъ ее въ новозавѣтную т. е. христіанскую.

Почему нигоніанство стало „господствующимъ“ въ Р. cсійской Имперіи?

На этотъ вопросъ, съ нѣкоторой приближенностью, можно отвѣтить вопро
сомъ же, въродѣ слѣдующаго: почему напр., англо-саксонская раса стала „господ

ствующей“. хотя бы на масeрикѣ сѣверной Америки, обитаемой коренными ея жи
телями-краснокожими индѣйцами,

Существуетъ особая русская пословица, всѣмъхорошо извѣстная.-Со своимъ
уставомъ въ

чужой

монастырь не суйся,— но эта пословица примѣнима только

лишь въ такомъ случаѣ, если „сукувшійся со своимъуставомъ въ чужоймонас
тырь, окажется, почему либо, не въ состояніи принудить „монастырь“ подчинять
ся его уставу. Если же, какимъ бы то ни было образомъ, онъ, все таки, при
нудитъ монастырь подчиняться чужому уставу, то названная пословица окажется
совершенно не выдерживающей ни малѣйшей критики. И вотъ именно почему:
если бы патріархъ Никонъ произвелъ свою знаменитую ,реформу“, въ области
православной религіи, при условіяхъ теперешней, современной с в о б оды с о

вѣ ст и, сдѣлалось-ли бы никоніанство господствующимъ? Понятно, нѣтъ. Вся
его дѣятельность, въ этомъ направленіи, могла бы выразиться только лишь въ

видѣ философскихъ проповѣдей, въ родѣразсужденій о религіи графа Л. Н. Толе
того. Слѣдовательно: какъ теперь образовалась особая секта „толстовцевъ“, со
стоящая изъ крайне немногочисленнаго количества людей, вполнѣ раздѣляющихъ

религіозно-философскіе взгляды Толстого, такъ и тогда образовалась бы не болѣе,
какъ только . секта“, подъ названіемъ никоніанцевъ, согласная съ убѣжденіями

п. Никона. Если бы графъ Толстой, оставаясь при своихъ теперешнихърелигіоз
ныхъ убѣжденіяхъ, былъ патріархомъ въ то самое время, когда былъ Никонъ, и