Старообрядцы

Старообрядцы. -1908. -№12

1908

OCR
И ласовано?неее 5а»ычоя

б335 455дт5Уак а5 а

9
дъ5а?

553553 а, 39255”
Мысли о старообрядчествѣ.
(Окончаніе).
Эта вѣра была постоянной и отрадной спутницей народа по
чти за всю его исторію. Онъ учился и воспитывался ею, утѣшал

ся въ годины невзгодъ, черпалъ изъ нея уроки нравственности
и жизни; она была его другомъ, наставникомъ и духовнымъ оп
лотомъ. Онъ бережетъ ее и дорожитъ ею, а потому не потер
питъ никакихъ посягательствъ на нее.

Греческій востокъ, гдѣ просіяло солнце православія, пере
далъ русской землѣ и обряды восточной церкви, полные таинст
веннаго смысла и глубокаго чувства. Восточный обрядъ прекра
сенъ и полонъ своеобразной, только ему присущей красоты.Онъ
есть лучшее выраженіе исповѣданія восточной церкви, лучшее
украшеніе ея служенія своему Божественному основателю. Пра
вославный обрядъ полонъ священной и порою страшной тайны,
онъ проникновененъ и глубокъ, но онъ ясенъ и простъ для того,
кто вѣрующимъ сердцемъ постигаетъ его скрытый смыслъ. Рус
скій народъ понялъ эти обряды, научился чтить и соблюдать
ихъ, какъ и самые догматы, потому что онъ считалъ первые не

разрывно связанными со вторыми. И онъ горячо ополчился за
цѣлость обряда, когда, ради безсмысленныхъ и ненужныхъ нов
шествъ, ихъ коснулась грубая рука реформатора. Въ нарушеніи
неприкосновенности обрядовъ онъ увидѣлъ нарушеніе преданій
отцовъ древневосточной церкви, которая стала его церковью.
Блаженный апостолъПавелъзаповѣдалъ христіанскимъ церквамъ

чтить преданія вѣры. И древняя русская церковь, болѣе, чѣмъ
другія, внявъ этому священному завѣту, всегда хранила, какъ
высшее, драгоцѣннѣйшее сокровище, эти святоотеческія преданія,
взирая на нихъ, какъ на камень своего утвержденія. Преданія
ея отцовъ, священные обряды, уставленные ей или же, пѣснопѣ
нія, мелодіи которыхъ звучали еще въ первыхъ вѣкахъ ея жиз
ни, въ стѣнахъ древнѣйшнхъ ея храмовъ,—и весь обиходъ, об
рядъ церкви, все это она считала слитнымъ одно

съ другимъ,

тѣсно, неразрывно связаннымъ, все это нарушить, или измѣнить
хотя на іоту она считала нреступленіемъ, оскорбленіемъ святыни.