1 1 18
Какіе волосы должны носить священники,
(Окончаніе).
Видъ древняго памятника святому Ипполиту, очень ясно вы
ясняетъ подстриженіе власовъ въ полъ-уха не много пониже,
найденнаго близь Рима 1551 года; и въ твореніи святаго Иппо
лита еп. римскаго, въ руск. перев. вып. 1, тол. на кн. пр. Дані
ила съ приложеніемъ снимка съ мраморнаго памятника св. Иппо
литу и очерка жизни его и литературной дѣятельности. Подстри
женіе волосъ также. Казань 1858 года: А въ подлинникѣ иконо
писномъ Большакова, генваря 30 то изображеніе святаго Иппо
лита подстриженіе власовъ нѣсколькв нониже ушей.
Въ греческой четіи минеи 12 в. ни одинъ изъ святыхъ не
изображенъ съ длинными волосами; на многихъ видны гуменца.
Объ изображеніяхъ въ рукописяхъ нужно замѣтить, что они не
подвергались никакимъ измѣненіямъ и исправленіямъ, междутѣмъ
какъ иконы. подверженныя порчѣ, часто измѣнялись и исправ
лялись; а самыя древнія изъ нихъ почти всѣ уничтожены въ вѣкъ
иконоборства; поэтому не удивительно, если въ настоящее время
тѣ же святители, о которыхъ мы упоминали, изображаются не
Съ Постриженными, длинными волосами.
Греческій обычай стричь волосы на головѣ перешелъ и цер
ковь русскую. На фрескахъ Кіево-Софійскаго собора (11 вѣка)
святители изображены съ подстриженными волосами на нѣкото
рыхъ видны гуменца. Достовѣрно, что обычай стричь волосы на
головѣ былъ принятъ и соблюдался въ церкви русской въ са
момъ началѣ ея существованія. Изъ словъ Олеарія видно, что
въ 17 вѣкѣ у священниковъ волосы только на макушкѣ выстри
гались, прочіе же оставались длинными. При патр. Іоакимѣ на
Московскомъ соборѣ 1674 года состоялось такое опредѣленіе, что
всѣмъ духовнымъ лицамъ, должно на главахъ имѣти простриже
но зовомое гуменцо, не мало: власы же оставляти по круглости
главы, еже являетъ терновный вѣнецъ, его же носи Христосъ.
Его соборное опредѣленіе соблюдалось и въ 18 столѣтіи. Видно
изъ дѣлъ ставленическихъ 18 вѣка, хранящихся въ московской
духовн. консисторіи. Русская церковь долго держалась стриже
нія клириковъ, но наконецъ оставила сей обычай.
О
постриженіи
куменца клирикамъ, что они должны
Иже отнюдь изверженъ, и въ простыя
имѣть его всегда.
люди
отриновенъ,